За столько лет своего существования, человечество добилось потрясающих результатов в различных областях науки. Мы изобрели атомную бомбу, мы придумали компьютер, мы теперь знаем о строении невообразимо гигантской солнечной системы и о структуре микроскопического атома, и даже будучи подверженными силам гравитации, мы имеем возможность перемещаться по воздуху на летательных аппаратах.
Но ученые оставили огромную прореху в знаниях о работе и возможностях нашего главного инструмента познания, человеческого мозга.
Но ни сказать вообще, ничего об этом весьма загадочном органе тоже нельзя, так как 20-е столетие стало веком активного изучения закономерностей работы интеллекта, собранные знания находят свое применения в медицине, нейрофизиологии и психологии.
Одно из самых революционных открытий возможностей мозга сделал З. Фрейд. Он разделил разум на две составляющие - сознание и бессознательное. Оказалось, что наше любимое сознание - это всего лишь маленькая игрушка, в руках подсознательного.
То есть, по большей части именно подсознание определяет наши действия и линию поведения. Исследователи подтвердили теорию Фрейда, проведя различные эксперименты. Вот, например один из них:
Дж. Уайлинг и Д. Сомек в 1973 году представляли испытуемым на один глаз картинку с изображением лица, которое не выражало никаких эмоций, а на другой глаз очень быстро предъявлялись карточки с словами, которые обозначали разные эмоции, но они специально показывались так быстро, что участники не могли прочитать их.
Задача состояла в определении состояния человека по выражению его лица. В результате испытуемые приписывали лицу те эмоции, которые назывались в словах, не замечая, что на самом деле лицо нейтральное.
Ученые сделали такой вывод: наш мозг воспринимает гораздо больше информации, чем нам кажется. Хотя человек не осознает эту информацию, но тем не менее, она напрямую оказывает влияние на сознательные процессы.
Группа исследователей нейрофизиологии города Глазго в ходе проведенных опытов смогла обнаружить предсказательное свойство нашего интеллекта или можно сказать иначе - мозг имеет творческую функцию, посредством которой человек способен воссоздавать целостную картину при нехватке первичной информации.
Но не стоит удивляться такой способности, ведь она есть у всех людей и каждый из нас ежедневно ею пользуется. Достаточно вспомнить, как мы передвигаемся, не задевая углы предметов, или не попадаем под колеса автомобиля, переходя проезжую часть.
Также наш мозг можно изучать по его трем отделам, которые отвечают за органы слуха, зрения, координацию движений, мыслительные процессы, и даже за духовное самочувствие.
Условно он делится на затылочную, центральную и лобную части.
В затылочной области важную роль играет мозжечок, обеспечивающий координирование движений в пространстве. Также в задних долях мозга, в триадной коре находится зрительный аппарат. Именно здесь обрабатывается информация увиденная глазами, и сохраняются цветовые образы.
Следующая зона центральная, она отвечает за слух. В этой области находятся две уникальных и удивительных железы - эпифиз и гипофиз. Эпифиз по форме очень похож на сосновую шишку (от 8 до 15мм). Его работа связана с интуицией.
У людей с развитой интуицией, эпифиз желированной консистенции, с розовато-сероватым оттенком, а у человека, не обладающего интуицией, он покрыт кальцинированной коркой. К тому же эпифиз контролирует биологические ритмы, обмен веществ и адаптацию организма к меняющемся условиям освещенности.
Гипофиз же связанный с гипоталамусом (отделом центральной нервной системы) является фабрикой выработки гормонов. А также он отвечает за эмоциональный статус человека. Если человек в бодром настроении, его наполняет радость от победы, или же он влюблен, находится в состоянии счастья – эти приятные чувства ему доставляет гормон сиротин.
Если рассматривать в таком ракурсе, то счастье – это не удачно забитый мячик в ворота, а счастье – это просто химическая реакция в мозгу. Окситоцин – гормон удовольствия от общения. Если его мало, человек становится раздражительным и решительно избегает контактов.
С улыбкой сказанное приветствие или просто добрый, заинтересованный взгляд, могут поднять уровень этого гормона.
За великие произведения искусства, будь это картины, фрески, книги или даже за нестандартные подходы к проблеме, мы обязаны прежде гормону творчества – ацетилхолину.
Все мы знакомы с радостью после решения сложнейшей задачи. Чтобы чаще испытывать такое состояние, мозгу регулярно нужно подкидывать интеллектуальные задачки, решать ребусы, отгадывать загадки и т. п.
В мозговой коре по большому счету работают ассоциативные зоны, отвечающие за мышление, память и речь; также есть зоны сенсорные и моторные.
Левое полушарие обрабатывает информацию детально и последовательно, аналитическим путем. Правое полушарие ухватывает информацию в целом, образно и одновременно. Например, у вас есть сто яблок, ваша задача найти зеленое.
Левое полушарие использующая линейно-последовательный стиль обработки, будет перебирать по одному яблоку. А правое отнесется к этому изобретательно, оно попросту рассыплет их по земле и будет смотреть на все одновременно, пока не найдет зеленое.
Именно благодаря согласованной работе всех участков мозга наступают такие плодотворные состояния, как озарение и вдохновения. В среднем мы используем всего 3% потенциала своего мозга.
Чем больше мы поднимаем уровень процентов, тем сознательнее управляемся с различной информацией, рационально конструируя ее, и регенерируя интересные идеи.