Каждый человек, просиживавший за своим домашним компьютером, многие вечера после школы или института в 90-х годах, безжалостно уничтожая монстров прекрасно понимает, что его юность просто не могла обойтись без большого количества замечательных игр. Среди этого множества компьютерных игр, стоит особо отметить 3D шутеры, которые базировались на движке Build. В то время, кстати, игры данного жанра принято было называть 3D Action.
Игр на этом движке было выпущено множество: Witchaven (1995), William Shatner's TekWar (1995), Duke Nukem 3D (1996), Witchaven II: Blood Vengeance (1996), PowerSlave (1996), Blood (1997), Shadow Warrior (1997) и прочие . Игры, базирующиеся на исходном коде Build, разрабатываются до сих пор ! В 2019 году вышла довольно оригинальная игра под названием Ion Fury.
Движок предлагал нам отличную картинку и приличного размера игровой мир, в котором можно очень динамично перемещаться, прыгать, стрейфить и уворачиваться. Игры получались ураганные, не отпускавшие игрока до самого полного прохождения каждой из них. Я смело могу заявить, что плохих игр на движке Build попросту не было. Каждая из них уникальна и содержит свою историю и свой игровой мир. Всему этому удовольствию мы обязаны программисту, по имени Кен Сильверман.
Многие знают, что именно Кен Сильверман написал Build и что все вышеописанные игры базируются на этом движке, но мало кто знает, как создавался движок и какие события происходили в жизни Кена, во время его создания. Прошу принять во внимание, что Кен родился 1 ноября 1975 года. На момент первого события в хронологии, ему было всего 13 лет.
Хронология движка Build
- 11/23/1988: Кен получает свой первый ПК на конфигурации 386DX. Подарок был сделан на иудейский праздник Бар-Мицва.
- 12/18/1988: Кен написал свою первую программу на C не без помощи своих родителей - программистов.
- 05/05/1992: Вышла игра Wolfenstein 3D.
- 06/09/1992: Брат Кена - Алан, постоянно занимает компьютер Кена для игр, в том числе в Wolfenstein 3D.
- 06/16/1992: Кен решает занять компьютер назад, путем создания своей версии Wolfenstein 3D, назвав ее Walken (Walk + Ken).
- 03/10/1992: Название игры меняется на Ken's Labyrinth. Отец Кена помогает написать ему несколько писем в компании-издатели, в том числе и Apogee.
- 10/10/1992: Скотт Миллер из Apogee откликается на письмо Кена. После успешных переговоров, он дарит лицензионную копию игры Wolfenstein 3D Кену.
- 27/10/1992: Приходят отказы на издание игры от большинства компаний.
- 27/10/1992: Кен получает контракт от Скотта Миллера, на распространение игры по принципу Shareware.
- 29/03/1993: "picrot4.bas": Разработана новая версия 3D движка, в котором поддерживаются стены под разным углом, потолки и пол всегда одного цвета - коричневые. Уровни создаются из исходного кода, без редактора.
- 30/03/1993: Скотт Миллер отправляет Кену письмо с информацией, что его игра была издана! Но советует в следующей версии поменять пока игровые ресурсы, не изменяя движок. Он также написал, что в планах, неплохо было бы видеть движок, повторяющий функционал Doom.
- 06/04/1993: Портировал "picrot4.bas" на C, используя исходный код Ken's Labyrinth. Движок пока работает по принципу клеток, но уже внедряется функционал аналогичный Doom. "Picrot4.c" PICture ROTation demo (22,842 bytes).
- 13/04/1993: Кен создает папку с движком и понимает, что необходимо название. Он долго думал, что нужно что-то, связанное с строительством. Так родился Build, первое демо было 64,823 байт.
- 03/08/1993: Apogee предлагает Кену использовать новый компилятор: Watcom C, потому что Id Software использовали его в своих проектах.
- 18/08/1993: Собирается новая версия движка на Watcom C, но Кен осознает, что его знаний в области архитектуры приложений не достаточно.
- 24/08/1993: Кен подписывает контракт работы по найму на Apogee Software с условием, что Apogee не вмешиваются в его образование и предоставляют ему свободный график.
- 01/09/1993: Кен начал учебу в Brown University.
- ??/11/1993: Преподаватель Кена впечатлился его разработками. Позже, Кен предоставляет особые версии для демонстрации графики в своем университете.
- 20/12/1993: Начата работа над прототипом нового движка с рабочим названием SECTOR по принципу секторной технологии.
- 06/02/1994: Кен начинает вести историю ревизий и багтрекер. Это отправная точка в разработке всех функций движка, проект потихоньку перестает быть демонстрационным.
- 12/02/1994: Движок разделен на 2 части: GAME.C и BUILD.C.
- 07/04/1994: Скомпилирована новая версия движка 515,806 байт. Эта версия уже очень похожа на финальную.
- 24/04/1994: В движок внедрена возможность сдвинуть камеру Вверх и Вниз. Спустя несколько дней, эта же функция появилась в игре ROTT, которую на данный момент разрабатывала Apogee. Очень странное совпадение!
- 26/05/1994: Добавлена поддержка прозрачности графических спрайтов.
- 24/06/1994: Создана сетевая модель в движке, которая существенно экономит трафик на сетевом канале.
- 02/07/1994: Первый тест запуска движка Build по диал-ап модему.
- 20/09/1994: Добавлена возможность текстурирования стен.
- 29/11/1994: Поддержка текстурирования пола.
- 01/02/1995: Создан конвертер Doom в Build для тестирования уровней дума и прочего функционала.
- 16/04/1995: Добавлена возможность отображения игровой карты в 2D режиме.
- 26/04/1995: Поддержка высоких разрешений. 640х480 и выше.
- 07/06/1995: Спроектирован формат файлов GRP, для хранения игрового контента.
- 29/08/1995: На картах появляется возможность создать склоны.
- 31/12/1995: Первое тестирование движения игроков по модему с отсутствием каких-либо лагов. В этот же день, Кен меняет статус работника по найму на консультанта в компании Apogee.
- 29/01/1996: Duke Nukem 3D 1.0 выпущен!
- 08/02/1996: Добавлена поддержка вокселей.
- ??/04/1996: Впервые продемонстрирована система стекированных секторов. Возможность установить помещение над помещением.
- 31/12/1996: Кен прекращает свою работу с Apogee, без каких либо судебных разбирательств.
- 19/01/1997: Кен возвращается в Brown University, после трехлетнего академического отпуска.
- 07/03/1997: Blood был выпущен!
- 13/05/1997: Shadow Warrior был выпущен
- 20/06/2000: Исходный код движка Build, бесплатно и безвозмездно размещен на официальном сайте Кена.
Как видите, Apogee, куда устроился Кен мечтали разработать движок, который смог бы конкурировать с Doom. И увидев в нем настоящего гения, ухватились за него обеими руками. Очень заметно влияние отца Кена, который не позволял ему погрузится с головой в свои разработки, что и повлияло на его самостоятельность и степенность. А в целом, итак понятно, что причастен к этому именно Doom и Wolfenstein 3D, как игры, которые являются отправным пунктом для многих замечательных идей и проектов даже сейчас.