1 февраля тариф за проезд по федеральным трассам вырос до 2 рублей 20 копеек. Для перевозчиков это не стало неожиданностью: прошлым летом Минтранс расписал график повышений на три года вперёд. Известно, что 1 февраля 2021 года тариф поднимется до 2 рублей 35 копеек. Затем стоимость проезда будет увеличиваться соразмерно инфляции, в среднем – на 4% каждый год.
Такой подход бизнес воспринял с некоторым воодушевлением: «Платон» стал предсказуемым, и теперь связанные с ним издержки можно просчитать заранее.
Митинги и протесты против системы прекратились (последняя акция, организованная ОПР, состоялась прошлой весной). Сегодня многие перевозчики свыклись с существованием «Платона» и добросовестно оплачивают проезд по федеральным дорогам. Остались, впрочем, и борцы с системой – по данным её оператора, компании РТИТС, около 10% большегрузов в России до сих пор не оснащены бортовыми устройствами.
Цены в рост?
Замдиректора транспортной компании «ПЭК» Вадим Филатов уверен, что тарифы на грузоперевозки уже в феврале могут вырасти на 1-2%. При этом он отмечает, что не все перевозчики поднимут ставки – вероятно, некоторые компании решат оставить их на прежнем уровне, чтобы получить конкурентное преимущество.
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко уверен, что вслед за тарифом «Платона» вырастут цены на товары народного потребления.
— Любое обременение логистики автомобильного транспорта, пусть даже на небольшую сумму, оборачивается кратным повышением цен в торговых сетях. Дело в том, что для торгующих организаций это просто повод в очередной раз поднять цены. Мол, видите, снова «Платон» поднялся, вот всё и дорожает. Так происходит каждый раз, и будет снова, – объяснил эксперт в эфире «Радио 1».
Владимир Матягин, в свою очередь, повышения цен не ждёт:
— 16 копеек - это 160 руб. на 1 тыс. км. И крупный контрагент не захочет этого пересматривать. В данном случае более выгодные условия будут у недобросовестного перевозчика и частника, который не оплачивает «Платон». Перевозчик не сможет заложить заказчику в стоимость перевозки 16 копеек, это будет очень сложно сделать. Соответственно, это ляжет на перевозчика. Многие компании полагают, что лучше бы на 2-3 руб. сразу подняли. На потребителе эта индексация не отразится. Когда ввели «Платон» ритейлеры уже подняли цены на эти 2-3 руб. за 1 км., – отмечает президент «Грузавтотранса».
Стоит отметить, что реальная доля платы за проезд по федеральным трассам в стоимости товаров народного потребления сравнительно невелика и по данным «Коммерсанта» составляет от 0,3% (для недорогого продовольствия) до 0,08% (для бытовой техники и других дорогостоящих товаров), поэтому повышение ставки на 8% серьёзного влияния на цены оказать не может - если, конечно, не сыграет свою роль спекулятивный фактор.