Северный морской путь… Как много в этой фразе для сердца русского слилось…
Извините за банальность строки, но значимость Севморпути для России трудно переоценить.
Водная дорога на севере России, от Карских ворот до бухты Провидения, протяженностью 5 600 километров.
С 12 века известны плавания поморов на промысел зверя к берегам Груманта (так в старину называли Шпицберген), и к берегам Новой Земли. Если позволяли погодные условия, то заходили и в Обь и в Енисейский залив.
Иностранные мореходы стали интересоваться северными морями в поисках путей в Китай только в начале 16 века. Попытки их плавания были безуспешны, а порой и трагичны.
Плавание В. Баренца закончилось его гибелью на северном острове Новой Земли. Только части английской экспедиции Ченслера удалось достичь берегов Северной Двины и начать обмен товарами с Россией. Дальнейшие попытки пройти дальше на восток были безуспешны. На долгие годы пропал интерес у иностранцев к плаванию в Арктике.
В 17 веке исторические потрясения в России привели к быстрому продвижению русских на Восток. По сибирским рекам, вдоль берегов Студеного моря. Немало смелых открытий совершил сибирский казак Семен Дежнев.
В 18 веке северная экспедиция, возглавляемая В. Берингом подтвердила наличие пролива между Азией и Америкой.
На тот момент пройти весь северный путь не удавалось никому.
Первым этот нелегкий путь практически прошел в конце 19 века швед Норденшельд.
Затем, в начале 20-го века экспедиция Бориса Вилькицкого прошла северным морским путем на ледокольных пароходах «Вайгач» и «Таймыр». Кстати, один из самых современных ледоколов носит славное имя отца Бориса Вилькицкого –Андрея Вилькицкого – известного полярника, начальника главного гидрографического управления Российской империи, а ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» работают на этой трассе в наше время. Конечно, это уже другие, атомные ледоколы.
Говоря о Севморпути, нельзя не упомянуть адмирала С.О. Макарова. Известный и авторитетный адмирал не раз говорил о значимости плавания торговых судов в Арктике под проводкой ледоколов и возможности быстрой переброски военного флота в Тихий океан. При его активном участии был построен первый в мире ледокол «Ермак».
Большое внимание в вопросах освоения Северного морского пути уделял и адмирал А. В. Колчак, который в молодости неоднократно принимал участие в полярных экспедициях и арктических исследованиях.
Все эти плавания проходили с зимовками, учитывая очень сложный путь и природные условия.
За одну навигацию, без зимовок Северным морским путем прошла экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта на ледоколе «Александр Сибиряков» только в 1932 году.
Этот непростой водный путь сегодня является основной арктической водной трассой в России.
О планах и перспективах развития Северного морского пути в следующем посте.
Если вам понравилась статья, то ставим 👍 и подписываемся на канал.
Читайте на канале:
Селфи за 30 000 долларов - круиз на Северный полюс.
Единственный в мире!!! Фестиваль ледоколов.
Как выжить после кораблекрушения. За бортом по воле судьбы и своей воле