Фото Денис Дьяконов.
Вокзал в Лабытнангах, откуда отправляется наш поезд, это самое большое здание в городе, да и на всем левом берегу Оби в районе Полярного Круга. Малонаселенная тундра подступает прямо к окраинам крупнейшего населенного пункта арктического обского левобережья.
А уже за станцией Харп начинается самая натуральная снежная пустыня с крохотными оазисами в виде железнодорожных станций и стойбищ ненецких оленеводов.
По мере продвижения на запад мы все чаще встречаем на станциях и полустанках коренных местных жителей. Они часто приходят к пассажирским поездам с самодельными сувенирами, олениной и зайчатиной.
Поехать снимать эту ветку на исходе длинной полярной зимы казалось не лучшей идеей. Световой день короток, а погода способна преподнести несколько сюрпризов в течение одного часа. Порывистый ветер, примерзающая к рукам аппаратура, снежные заряды прямо в лицо и объектив.
Всего нам этого довелось испытать сполна. Но была во всем этом и хорошая сторона.
Во-первых, поездка по этой ветке, в конце зимы - зрелище фантастическое. Если повезет с погодой, такое уже не забыть!
А во-вторых, это одна из последних веток, где сохранилась жезловая система безопасности для однопутных дорог. Архаичная, но очень надежная. Скорее всего, она здесь тоже доживает последние дни, в связи с реконструкцией широтного хода, бывшей Трансполярной магистрали.
Наряду с ведомственной норильской веткой, это одна из самых снежных дорог не только в России, но и, скорее всего, на планете.
Сейчас кажется, что рельсы здесь просто положены на снег. Но это иллюзия. У дороги есть и высокая насыпь, и необходимая технологическая призма. Просто сугробы по краям такие, что утонуть в них, дело пары секунд. Испытано на собственном горьком опыте.
После оттепели, случившейся накануне, снег хорошенько заледенел. Когда на несколько секунд нежданно выглянуло солнце, тундра засияла каким-то алмазным блеском. А кругом, насколько хватает глаз, простирается бесконечное белое безмолвие.
Очаги жизни здесь - небольшие разъезды и полустанки. Поезд обязательно притормаживает возле каждого, чтобы машинист и дежурный на перегоне могли обменяться жезлами безопасности. Только эта архаичная система блокировки способна бесперебойно работать в таких условиях.
Это достаточно редкая возможность прикоснуться к уникальному предмету. Электрожезловая машина - настоящий железнодорожный антиквариат. Стариннейшее устройство сигнализации на железной дороге. Жезл это разрешение поезду занять перегон. Дежурный по станции не может по своей воле вынуть жезл из машины. Только по сигналу с предыдущей станции. Небольшой стальной жезл становится своеобразным пропуском для локомотивной бригады на очередную дистанцию дороги.
Устройство это придумано в позапрошлом веке англичанами. Но машинка, которую мы видим сейчас, это уже отечественная система, предложенная конструктором Даниилом Трегером ещё в первые годы Советской власти.
Вплоть до середины тридцатых годов основные направления и главные ходы российских дорог использовали её, оставаясь одними из самых безопасных в мире. Несмотря на архаичный вид, электрожезловый аппарат - крайне надежная вещь.
Как правило. жезл передается на станции без остановки поезда. Для этого придуман предмет с длинным названием - жезлоподаватель. По сути. обычное проволочное кольцо с креплением для жезла. Благодаря ему, экономится много времени. Смотрители на станциях, с цирковой ловкостью ловят его прямо на лету.
Если вам понравился наш небольшой рассказ об арктической железной дороге, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Мы постоянно публикуем что-нибудь новое. Спасибо!