В отличии от уникального портретиста Антониса Мора, который из любой самой красивой королевы готов был сделать крокодила, художники, которые льстили своим моделям, встречались намного, намного чаще. Ну понятно, кто платит, тот и заказывает музыку.
Однако, как мне кажется, в этом деле Тициана трудно превзойти. Кажется, венецианец всех женщин видел красавицами. Но иногда реальность сурово расходилась с его воображением.
Возьмем для начала самый простенький пример.
Портрет императрицы Изабеллы Португальской.
Портрет посмертный, заказан мужем Изабеллы, имератором Карлом 5. Сам Карл 5, почуяв на собственной шкуре глубину таланта Тициана, у других художников портретироваться отказывался. Разумеется, и память горячо любимой супруги он хотел увековечить у лучшего с его точки зрения мастера. Каким же образом Тициан изобразил женщину, которая уже умерла, и которую он сам в глаза не видел? У него, конечно, был исходник - судя по описанию, вот этот портрет.
В ходе работы Карл 5 явно давал понять, что хочет увидеть - например, на эскизе нос Изабеллы ему показался слишком большим, и в результате на портрете получился идеальный нос - просто образец для пластического хирурга.
Перейдем к более тяжелому случаю - портрету Изабеллы д'Эсте. Одна из гранд-дам эпохи Ренессанса одета по моде 1530х - когда написан портрет. Одна беда - женщина на картине выглядит лет на сорок моложе Изабеллы д'Эсте в реальности.
Заказчице портрета было на тот момент 62 года...
Примадонна Возражения была слишком умной женщиной, чтобы радоваться такому омоложению открыто. Про портрет она осмотрительно сказала так
«Он настолько хороший, что я сомневаюсь, что в этом возрасте я могла быть такой красивой».
Но дело сделано, и в истории Изабелла останется такой, какой написал ее Тициан.
И самый, на мой взгляд вопиющий случай "фотошопа", портрет Катерины Корнаро, королевы Кипра.
Тоже посмертный портрет - но Тициан юношей вполне мог видеть Катерину, и художник, и модель проживали в Венеции. Или на худой конец ознакомиться с внешностью Катерины на портрете Джентиле Беллини.
Или на портрете Дюрера.
Так что судить о внешности исторических дам по портретам Тициана - рисковое дело. С мужчинами проще - до такой степени Тициан не рисковал менять внешность, но приукрашал все равно.
Классика жанра - два портрета Карла 5.
Оригинал авторства Якоба Зайзеннегера.
И копия Тициана - где вроде все то же самое, но эф образ кардинально иной.