Как картины мистически влияют на нашу жизнь
Душа картины
У любой картины есть своя энергетика. Художник передает ей часть своей души, чувства и мысли. Эмоциональное состояние художника влияет на наше восприятие полотна больше, чем его сюжет.
Однажды мы с подругой зашли в картинную галерею. Мила, человек экзальтированный, вдруг закричала на весь зал: «Ой, какая прелесть! Иди сюда! Смотри! Я ее беру!» На небольшом полотне – лето, берег моря, штиль. Голубая неподвижная вода сливается с небом, горизонт тает в золотистом мареве. На песке лежат две лодки и весла. Вроде бы море покоем дышит -- но только у меня от созерцания этого «покоя» такая тоска на душу легла, что я от картины быстро отвернулась.
Мила еще минуту изучала пейзаж, нахмурилась и сказала: «И никакая не прелесть… Странно как-то. Вроде цвета радостные, а картина унылая. Даже страшная. Безысходная». Я не знаю, о чем думал художник, когда писал это полотно. Но только не о хорошем. Автору полотна удалось совершить почти что чудо -- передать атмосферу безнадежного, тоскливого ожидания с помощью радостных и светлых красок летнего полудня. Как потом рассказал владелец галереи, через неделю «Летний полдень» приобрела супружеская пара из Хельсинки – флегматичные финны назвали ее очарование «тоскливо-депрессивным».
Особенность твоей личности и душа картины могут не совпадать. Изумительной красоты полотно Николая Рериха, созданное в Гималаях, «Розовые горы», у некоторых зрителей вызывает страх – «словно поднимаешься в воздух и теряешь связь с землей», а у кого-то – экстатический восторг.
Как утверждают психологи, первые боятся своих тайных желаний и не решаются жить по-своему, вторые твердо знают, чего хотят.
Картины, написанные маслом, обладают большей энергетикой, чем рисунки акварелью, пастелью, гуашью, карандашные наброски и графика. Оригинальные картины заряжены сильнее, чем копии с полотен великих мастеров.
Пути, которыми в наш дом приходят картины
Год назад я путешествовала по Калифорнии. И по наитию свернула с хайвея в городок Калистога -- мне понравилась название. Как во всяком уважающем себя калифорнийском городке, в Калистоге была и картинная галерея. Одна из картин меня заворожила. Ее можно было бы назвать «Портрет городского трамвая в тумане после дождя».
Я сразу представила ее в своей квартире, на стене у окна. Но я не собиралась покупать художественные полотна и поэтому несколько минут полюбовалась ею и ушла. И что вы думаете? Я не смогла ее забыть. Когда-то мне снился сон про последний ночной трамвай, который, как в книжках Макса Фрая, перевозит одиноких и все потерявших в этой жизни людей в иные миры. И я подумала: если бы тот трамвай -- после напряженной ночной смены -- выехал отдохнуть на утреннюю городскую улицу, он бы выглядел как этот, с картины. Через год я вновь оказалась в Сан-Франциско. Выкроила свободный день, добралась до Калистоги, ворвалась в галерею... а картины-то и нет! Продали! Я так расстроилась, что молча повернулась и ушла в кафе, где просидела полчаса. А потом решила вернуться и спросить, может быть, этот художник нарисовал еще что-нибудь подобное. И вдруг хозяйка галереи вынесла мне из запасника мою картину, упакованную и перевязанную лентой. Оказывается, ее отложили по просьбе покупателя из другого города, он должен был за ней приехать еще на прошлой неделе, но не приехал и не позвонил. И мне ее продали. И теперь она висит у меня в гостиной – как родная, словно всегда тут была.
Этот путь можно назвать мистическим. Бывают пути декоративно-практические: хочется дом приукрасить или дизайнер велел пустое место на стене заполнить. Бывают финансово-выгодные: надо деньги в непреходящую ценность вложить. Но по какому бы пути ты ни шла, если картина будет висеть в жилом помещении, бери только то, на что откликается твое сердце.
Каким образом картины влияют на нашу жизнь
Энергетическое послание картины, минуя наш разум, входит в подсознание и изменяет его, формирует наше эмоциональное состояние и настроение.
Два вида картин, которые нас привлекают
1. Они нас чем-то дополняют. Дают нам защиту, радость, покой, надежду, силу. На них с удовольствием смотрят гости. К ним относятся картины-талисманы, которые охраняют всех, кто живет в доме, от дурного глаза и чужой зависти. Обычно картины-талисманы мы выбираем по наитию. Нередко они достаются нам от родителей, порою – совершая жизненный круг.
Искусствовед Вита Банга много лет назад подарила своей маме акварель с цветами в стиле ар-деко. Акварель висела в спальне, а когда та ушла из жизни – вернулась к Вите, согретая материнской любовью. Бывают «наследственные» полотна, переходящие из поколения в поколение. За десятилетия, проведенные в одной семье, картина получает позитивную энергию всех предыдущих поколений, которые любовались ею, и передает ее нам -- утешает и отводит неприятности.
Батальные и охотничьи полотна, жанровые сценки на темы труда, изображения хищников пробуждают в нас здоровые инстинкты -- бодрость, целеустремленность, агрессивность. Любопытно, что такие картины часто нравятся детям 5--7 лет – в этом возрасте ребенок начинает общаться с другими людьми, чувствует, что ему не хватает напора, умения постоять за себя, и черпает недостающее из картины.
Богатые кудрявой зеленью пейзажи, похожие на пруды и садики Мане, пробуждают в нас радость и надежду. Морские виды – это перспектива нашей жизни, наше будущее. Они порой вызывают неудержимый, доходящий до тошноты страх у того, кто тревожен и не уверен в себе. Особенно жуткой кажется такому человеку картина Айвазовского «Девятый вал» -- будто бы его вот-вот смоет волной.
Портреты животных – собаки, лошади, кошки -- неплохо снимают стресс. Могучий лесной бор, как на полотнах русского живописца Шишкина, делает человека более общительным. Невеселые или суровые пейзажи – одинокая сосна на обрыве, полуразрушенный домик в деревне или песчаная пустыня -- отбирают у нас избыток энергии, гасят раздражительность, умеряют вспыльчивость и гневливость.
2. Через них мы можем выплеснуть в мир свою депрессию, боль, тоску, отчаяние и гнев. Это – отражение нашего внутреннего мира, которое желательно оставить для своего личного употребления и для демонстрации самым близким друзьям.
Два года назад моя сестра пережила тяжелый развод. И привезла из командировки в Санкт-Петербург творение местного автора «Дракон, пожирающий время и пространство и порождающий сам себя» -- чудовищный гибрид Рериха, Босха и дешевой иллюстрации к дамскому роману. И повесила его в спальне. Теперь она на полном серьезе утверждает, что «дружок с картины» помог ей пережить самый трудный период ее жизни.
Часто нам требуется особое живописное пространство, куда мы могли бы отселить своих «тараканов» из головы – ненависть, излишнюю подозрительность, ночные кошмары и навязчивые страхи.
В квартире директора крупной фирмы висит небольшая копия картины «Иван Грозный убивает своего сына». Она помогает ему справляться со вспышками ярости – как посмотрит на нее, так сразу представит себе последствия своей несдержанности и берет себя в руки.
Будь осторожна!
Не лучший выбор для дома – кубизм. Пикассо хорош на выставке, но не в столовой. Психологи считают, что искаженные формы и разделенные на составные части предметы отнимают у нас энергию, так как наш разум все время пытается привести картину в нормальное, реалистичное состояние и сложить головоломку. Надо обладать очень парадоксальным и оригинальным мышлением, чтобы наслаждаться подобной игрой.
Абстрактные полотна с острыми углами, ломаными и перекрещивающимися линиями иногда провоцируют в семье ссоры и споры. Они раздражают кое-кого из нас своей непонятностью, воспринимаются как требующая решения задача, и далеко не всем удается отдыхать на них взором.
Требуют осторожного обращения творения сюрреалистов -- копии шедевров Сальвадора Дали, Рене Магрита и картины их современных последователей, например Джона Гриценко.
Сочетание несочетаемого, изображенное на сюрреалистических полотнах, нарушает логическое мышление, вторгается в воображение и иногда превращает жизнь во «встречу зонтика и швейной машинки на хирургическом столе». Эта фраза поэта-символиста ХIХ века, графа Лотреамона, является девизом движения сюрреалистов. Для считанных единиц такое состояние -- мощный стимул к творчеству. У всех остальных жизнь из-за него превращается в хаос.
Главный бухгалтер Зинаида украсила свою столовую копией работы предтечи сюрреализма Джорджо де Кирико. На картине мастерски изображены часы без стрелок. Через полгода Зинаида стала рассеянной и несобранной, что при ее профессии недопустимо. Ей пришлось подарить полотно своей маме, астрологу, которая с картиной подружилась и стала составлять гороскопы вдвое быстрее.
Чего не должно быть в гостиной
Сюда не вешают портреты – не всем нравится пить кофе под пронизывающим взором чужого родственника, средневекового купца или исторического деятеля.
Чего не должно быть в спальне
Видов зимы и поздней осени -- символа увядания и холода. А также цветов с уныло поникшими головками, на всякий случай – чтобы не сглазить твоего партнера. И никаких одиноких одалисок, чтобы твой партнер от тебя не ушел.
Джорджо де Кирико (1888–1978), один из первых сюрреалистов, незадолго до Первой мировой войны написал портрет писателя Гийома Аполлинера -- с белым кругом, похожим на мишень, на виске. Через несколько месяцев Аполлинера призвали в армию, на фронте его ранили в висок, как раз в ту область, которая была отмечена на картине. После демобилизации он устроил скандал де Кирико «из-за безответственного отношения к живописи» и был на него обижен до конца жизни. Умер Аполлинер от последствий ранения.
Наш консультант – Вита Банга, искусствовед
Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"