Интересной получилась история с первой женитьбой Павла Петровича. В ней наглядно проявилось, что этикет этикетом, но когда речь идет о возможности оказаться на русском троне, то про приличия можно позабыть.
Итак, когда Павлу Петровичу пришло время жениться и проведенные Екатериной II «эксперименты», показали, что у сына все в полном порядке, дети будут, Софья Черторыжская не даст соврать, матушка занялась поисками подходящей невесты.
Невесту, как было принято на тот момент в России, искали среди многочисленных немецких принцесс. Точно так же, как искали и нашли саму Екатерину II.
На этот раз выбор пал на принцесс Гессен-Дармштадтского дома. У ландграфини Генриетты Каролины Гессен-Дармштадтской было пять дочерей. Правда, двоих уже пристроили, а тут появился шанс вообще неплохо устроиться.
Поэтому Екатерина пишет воспитателю Павла Петровича Никите Панину:
«Слава богу, есть еще три дочери на выданье. Попросим ее приехать сюда с этим роем дочерей; мы будем очень несчастливы, если из трех не выберем ни одной нам подходящей».
После чего пишет ландграфине официальное письмо, в котором приглашает вместе с дочерьми приехать в Петербург. На смотрины.
Тут надо отметить, что вообще обычно жених приезжал в гости познакомиться. Так было принято в Европах. Особенно, если речь шла о выборе, а не об уже состоявшемся факте, когда все ясно и все определились, что свадьба будет. Тут же сначала планировалось выбирать. То есть кого-то отфутболят, нанесут, так сказать ущерб чести и правилам приличий.
Но когда речь идет о такой перспективе – как возможность пристроить одну из дочерей замуж за наследника русского трона, то становится не до приличий. Поэтому ландграфиня Генриетта Каролина отвечает в Петербург:
«Мой поступок докажет Вам, что я не умею колебаться в тех случаях, когда дело идет о том, угодить ли Вам и повиноваться или же следовать предрассудкам, делающим публику судьею строгим и страшным»
И отправляется с тремя дочерьми в Петербург, чтобы Павлу Петровичу было удобно выбрать, кто ему окажется по душе.
Павел Петрович на свою голову выбрал Вильгельмину, среднюю из трех приехавших принцесс. Она стала Натальей Алексеевной и, наверное, очень хотела повторить историю Екатерины II и стать Натальей I. Да еще и наставила рога влюбленному в нее мужу с его на тот момент лучшим другом Андреем Кирилловичем Разумовским, что и сам Павел в дальнейшем неоднократно признавал с близкими ему людьми, например, с Ростопчиным. Вот только соперничать с Екатериной молодой великой княгине оказалось не по силам.
Но это – уже другая история. Про предательства, медицину, письма и обман.
Кстати, интересно то, что Андрей Кириллович Разумовский наставил рога великому князю Павлу Петровичу . А вот любовница Павла, Софья Черторыжская в дальнейшем замуж за Петра Кирилловича Разумовского, родного брата Андрея вышла. Вот такая катавасия занятная получается. Причем, интересно, что брак этот оказался как раз очень даже крепким, хоть и бездетным.
-----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его станет удобно изучать в разделе подписок.