Неужели Бог в собственном смысле есть мститель за грех, не оставляющий без наказания Своих врагов, ненавидящий беззакония и беззаконников? Такое буквальное понимание Писания, противоречит самим заповедям Христа.
Если Бог буквально есть мститель за грех, то в чем можно усмотреть эту месть к ветхозаветным грешникам? Ведь после того, когда все люди жившие от Ноя до Христа, погрязли во множестве своих грехов, усовершенствовавшись со всяком лукавстве, отвергли Бога - Христос умер за них. В чем здесь можно усмотреть месть и ненависть Бога к грешникам?
Напротив, Он оставил нам заповедь любить своих врагов и благословлять их, а не мстить им за согрешения их (Мф. 5,44-48) Как отомстил Христос с креста Своим распинателям? Он умолял Отца словами: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23,32) И плод этой молитвы сразу же был явлен в разбойнике, который находился по правую сторону.
Мстительность и ненависть больше относятся к дьяволу, но не к Богу. Так, Господь попуская их, с целью вразумления и неизъяснимой пользы, как жезлом или палкой воздействует на творение. Ведь не величается же секира над тем, кто рубит ей; и пила не превозносится и не гордится над тем, кто пилит ей; и жезл не восстает на того, в чьих руках он находится и кто поднимает его; так же и палка не поднимается на того, кто не дерево (Ис. 10,15)
Здесь стоит различать, от кого исходит ненависть и отмщение, и у Кого в руках эта ненависть и отмщение пребывает как орудие вразумления и спасения. Нередко человек видит только противную Богу волю, исходящую от дьявола, а волю Божью благую, которая содержится в попущении зла, и направлена на спасение всего творения, не видят. По этой причине люди приписывают страстность естеству Божьему и в этом грешат непоправимо.
Бог буквально и в собственном смысле не может ненавидеть грешников, потому что ненависть это страсть, а Бог как известно бесстрастен. Он эти беззакония и самих беззаконников, как противников воле Его просто не знает, ведь они чужды Его естеству, и их никогда не было, да и не могло быть в Нем и в Его мыслях, поэтому скажет Он им в определенный день: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7,23) Ибо Бог познал весьма хорошим все то, что Он создал по своему предвечному замыслу (Быт. 1,10; 1,12; 1,18; 1,21; 1,25; 1,31) Но не то греховное, что родилось во времени, в дни этого века.
Человека ненавидит дьявол, но не Бог, ведь Господь благ и милостив к грешникам и нечестивым ради тех избранных, пребывающих в них, которых Бог знал и знает всегда, в своих замыслах и которых Он привел в бытие, каждого в свое время.