Научный мир многим обязан этой девушке, которую уже в 20 лет пригласили читать лекции по философии, астрономии, математике и искусству в знаменитую Александрийскую школу. К слову, Гипатия отличалась скромностью и всегда придерживалась правила: «Сохраняй свое право на размышление – мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем».
Сейчас может показать странным, но именно Гипатия является автором таких понятий, как гипербола, парабола, эллипс. Она писала подробные комментарии по теории конических сечений Аполлония Пергского и на алгебраические сочинения Диофанта Александрийского. В совершенстве знала труды Гомера, Платона и Аристотеля... Великолепные знания, ум, огромная работоспособность принесли девушке всеобщее уважение. Современники называли Гипатию гордостью Александрии и сравнивали одновременно с тремя богинями – Афиной, Афродитой и Герой. То есть, она для всех являлась эталоном ума и красоты.
Неудивительно, что в итоге такая слава не принесла ничего хорошего, кроме лютой зависти со стороны представителей сильного пола, по многим параметрам уступающим ей в знаниях. Молодая ученая легко побеждала всех проповедников христианских доктрин в спорах и диспутах, что ничего, кроме раздражения, у них не вызывало…
Впрочем, времена для науки тогда наступили нелегкие. В этот период малообразованные христианские императоры Гонорий и Феодосий II издали закон, запрещающий занятия математикой и астрономией. А скоро и вовсе христианство стало яростно бороться с язычеством в любом его проявлении. Не важно, чего бы это касалось. Задача ставилась конкретная — все уничтожить!
Разгром
В 391 году обезумевшая толпа под руководством епископа александрийского Феофила, которого называли «христианским фараоном», ворвалась в Мусейон и уничтожила многие бесценные книги. Впрочем, в городе все знали, что Феофил хорошо нагрел себе руки и присвоил много ценностей из Александрийской библиотеки, в том числе и редкие манускрипты.
Это учреждении культуры, основанное по инициативе царя Птолемея I Сотера, просуществовало более 900 лет и погибло от рук неучей. Долгое время считалось, что Александрийская библиотека, довольно часто ее называют, Великая библиотека, ничто более, как красивая легенда. Тем более, что археологам по сей день не удалось точно установить ее местонахождение. Считается, что ее главная часть погибла еще в 273 году до н.э., а Феофил «добил» оставшееся.
Кроме того, фанатики разграбили необыкновенно красивый храм Серапетум, где хранились общедоступные фонды и учебная литература.
Об этом храме известный своим красноречием историк Аммиан Марцеллин сказал, что не может передать словами его красоту и величие…
Церковный историк Сократ Схоластик описывал трагедию так: «Опираясь на такое полномочие, Феофил употребил все, чтобы покрыть бесславием языческие таинства: он срыл капище митрийское, разрушил храм Сераписа… Видя это, александрийские язычники, а особенно люди, называвшиеся философами, не перенесли такого оскорбления и к прежним кровавым своим делам присовокупили еще большие; воспламенённые одним чувством, все они, по сделанному условию, устремились на христиан и начали совершать убийства всякого рода. Тем же со своей стороны платили христиане…»
В тот раз Гипатию удалось спасти. Отец, зная, что дочь может броситься спасать ценности, просто запер ее в доме. После этого погрома девушка надела траур и полностью погрузилась в науку. А вот отце не смог пережить потери. Он вскоре тяжело заболел, но перед кончиной умолял дочь не вмешиваться в противостояния и не заниматься политикой.
Преступление Кирилла Александрийского...
Как ни странно, но разгром христианами Серапейона, случившийся в 391 году не вызвал особых изменений в деятельности школы, руководимой Теоном и Гипатием. К тому же, это учебное заведение посещали многие высокопоставленные лица, более того Гипатия имела настолько хорошую репутацию, что «правители города всегда почитали ее первой».
Да и сам епископ Феофил, пусть и добился принятия закона, предписывающий всем ученым отречься от богопротивных взглядов и покаяться, относился к Гипатии с уважением.
Все изменилось, когда это место занял его племянник, злобный и тупой епископ Кирилл Александрийский, который люто ненавидел Гипатию. Ведь она была женщиной, да еще и красавицей, в глазах всех гением, и, что самое главное, язычницей. К тому же, девушка имела влияние на главу города префекта Ореста, с которым у него имелись разногласия. Свое правление Кирилл начал с того, что распорядился разгромить дом Гипатии и сравнять строение с землей. Девушка вынуждена была переселиться к друзьям, где продолжала свои научные занятия, оставаясь верной старым богам.
Некоторое время он не решался физически расправится с ней, но когда во время публичной лекции Гипатия заявила, что Кирилл ложно толкует Платона, не выдержал. Да как она посмела!.. Надменный служитель, считающий себя на порядок умнее какой-то язычницы, подобное перенести просто не мог и распорядился ее уничтожить.
При этом епископ высокомерно произнес: «Смоковницу, не приносящую доброго плода, срубают и бросают в огонь».
По приказу Кирилла парабаланы, монахи из египетской пустыни, напали на Гипатию, когда она ехала по городу в носилках, затащили несчастную в христианский храм, разодрали в клочья одежду, принялись забивать камнями и сдирать кожу раковинами и осколками черепицы. Обезумевшие от крови и пыток фанатики получали удовольствие, наблюдая за страданиями несчастной девушки. Но даже когда она умерла, им показалось мало. Они разрубили тело на куски и сожгли на костре… Случилось это в 415 году.
Вновь обратимся к Сократу Схоластику:
«Так как она очень часто беседовала с Орестом, ее обращение с ним подало повод к клевете будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили ее с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, умертвили черепками, разорвали на части, а куски тела снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало скорби и позора и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвертый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста»..
Затем наступил черед ее учеников. Спастись удалось единицам.
Много десятилетий спустя, ученый мир с прискорбием признает: с гибелью Гипатии Александрийской, ставшей последним представителем плеяды ученых Александрии, закатилось солнце древнегреческой математики…
Справедливости ради, следует заметить, потом церковь испытывала нечто похожее некоторую неловкость за учиненную кровавую расправу. Ей постоянно приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, дабы снять с этого признанного авторитета клеймо погромщика…
Под звездами Александрии
После смерти Гипатии, ее возлюбленный и лучший из учеников, афинянин Полисфен напишет в своей книге «Под звездами Александрии»:
«В темной синеве расступившихся облаков я увидел алмазное скопление плеяд, которое украшала самая яркая звезда на небосклоне. Ее луч вдруг коснулся моего сердца, и я с трепетом ощутил ту великую силу, которая, не умирая в веках, будет проливать на землян чудесные дары красоты, учености и героизма».
Жизнь Полисфена также оказалась недолгой. Через год после гибели возлюбленной его убьет кинжалом один из убийц Гипатии...
Что же до епископа Кирилла, который всю свою жизнь уничтожал труды Гипатии, то у него все сложилось просто прекрасно. Его богословские труды постоянно издавались и были довольно востребованы в христианском мире.
Более того, потом епископа даже канонизировали. А в 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Кирилла Александрийского кратеру на видимой стороне Луны.
Вот так-то...
Начало по ссылке
Публикация по теме: Первая в истории женщина-врач