Неопытность немецких моряков или необычайный счастливый случай для русских? Такой вопрос встаёт, когда начинаешь изучать историю легкого крейсера «Магдебург», его гибель и последствия. Сегодня мы вместе с вами изучим подробнее произошедшее 26 августа 1914 года.
Немецкая новинка
Крейсер, заложенный весной 1910 года, пополнил флот в 1912 году. По сочетанию тактико-технических характеристик на момент появления «Магдебург» не имел аналогов в мире и оказал существенное влияние на мировое военное судостроение в целом. Он стал первым в серии из четырех кораблей, отличавшихся хорошим бронированием, системой подводной защиты, неплохими мореходными качествами и маневренностью.
Единственным недостатком на момент постройки стал малый калибр артиллерии.
Водоизмещение - 4550 т
Длина - 138,7 м
Ширина - 13,4 м
Осадка - 5,16 м
Двигатели 3 паровые турбины производства Bergmann Elektricitats-Werke
Мощность 33 500 л. с.
Скорость хода 27,6 узлов
Вооружение
12 × 105 мм/45 орудий
2 × 500 мм торпедных аппарата
120 мин
Гибель крейсера
25 августа 1914 года немецкий отряд, состоявший из крейсеров «Магдебург» и «Аугсбург» и трёх миноносцев, получил указание выдвинуться в Финский залив. Рейд, запланированный немецким командованием, закончился, так и не начавшись. В ночь на 26 августа, из-за сложных погодных условий и навигационной ошибки «Магдебург» налетел на камни к северу от острова Оденсхольм. В результате, было затоплено несколько носовых отсеков и второе дно в кормовой части, от чего корабль получил крен на левый борт.
В попытке сняться команда корабля выбрасывала за борт практически всё, что могла бы унести: боеприпасы, уголь, запчасти и т.п., но их попытки были тщетны.
В Ревель, на центральном южном посту связи Балтийского флота, поступила телеграмма. Передавал пост связи, расположенный на о. Оденсхольм:
«01.40. Наблюдаем корабль противника. Сел на мель в 500 метрах от берега. Команда производить сброс балласта. Кораблей сопровождения замечено не было».
В дальнейшем, пост постоянно держал командование в курсе событий.
В 2.00 к «Магдебургу» на помощь подошел миноносец V-26 и попытался на буксире снять крейсер с камней. Попытки также не увенчались успехом.
В 07.25 командующий Балтийским флотом адмирал Эссен отдал приказ крейсерам «Паллада» и «Богатырь», а также дивизиону миноносцев выдвинуться на захват корабля противника.
На рассвете «Магдебург» обнаружил станцию и маяк на острове и открыл по ней огонь, но не смог разрушить.
В 9.25 командир крейсера Хабенихт, ввиду безуспешности спасения корабля, приказывает заложить подрывные заряды, а миноносцу принять на борт команду «Магдебурга». Командир Хибенихт с верными людьми остался на корабле, но и тут произошла осечка. Взрыв уничтожил только носовую часть с мостиком вплоть до второй трубы.
Около 11 часов в тумане начали виднеться силуэты кораблей, идущих курсом на германский крейсер. Немцы опознали два русских броненосца — «Палладу» и «Богатырь». V-26 открыл беглый огонь и стал уходить от контакта. Оставшиеся на «Магдебурге» моряки тоже открыли огонь, по сути вслепую. Видимость была настолько низкой, что стрелять приходилось в прямом смысле «на глаз».
Русские крейсера ответили огнём, и уже через 20 минут вынудили немцев спустить флаг на крейсере в знак капитуляции. Миноносец успел покинуть поле боя, и русские крейсера не предприняли попыток его догнать, сосредоточившись на захвате «Магдебурга».
Кладезь секретов
К вставшим на боевое охранение русским крейсерам подошли отставшие миноносцы. Команда захвата одного из них высадилась на «Магдебург» и приняла сдачу корабля и пленных.
На корабле царил невообразимый хаос, но даже в нём один из моряков увидел первый подарок судьбы для русской разведки. Это была «Сигнальная книга» немецкого флота (Signalbuch Kaiserlishen Marine)!
Сигнальная книга — свод и каталог буквенно-числового метода шифрования. Во флотах того времени они были главными документами, определявшими организацию военно-морской связи.
По всем правилам офицерский состав при угрозе захвата корабля должен был уничтожить все секретные документы в корабельной топке, но она была затоплена во время аварии.
Русские разведчики поняли, что необходимо обыскать «Магдебург» на предмет этих документов. Их ждал самый настоящий Клондайк.
В воде рядом с крейсером были обнаружены плавающие листы бумаги, и позже водолазы подняли со дна второй экземпляр «Сигнальной книги».
Также на дне и на борту корабля были обнаружены:
- Около 300 экземпляров различных уставов, наставлений, технических описаний, формуляров и т.п;
- Чистовые журналы семафорных и радиотелеграфных переговоров (вкл. переговоры военного времени);
- Шифры мирного времени;
- Секретные карты квадратов Балтийского моря;
- Другие полезные документы: приказы и распоряжения командования, начальников морских станций; описания и наставления по обслуживанию корабля; формуляр крейсера; машинные, маневренные и рабочие журналы; документы по двигателям и т. д.
Говорить о важности этого события не приходится. Российская разведка засекретила все данные о захвате секретных немецких документов, а командира крейсера Хибенихта до окончания войны держали под особым наблюдением. Также русские сделали громадный союзнический вклад в победу Антанты, передав один экземпляр «Сигнальной книги» британскому Адмиралтейству, выведя на новый уровень работу «Room 40» — отдела радиоразведки. Этот дар, по сути, предопределил исход войны в Атлантике.
Несомненная ошибка германцев, которые самонадеянно шли на большой скорости в сильный туман, и оперативные действия нашего флота лишили Германию ценного новейшего легкого крейсера. Потеря для немцев была нелепая, обидная, но в масштабах великой войны небольшая. Однако они так и не узнали реальной цены потери этого корабля, ибо все тайны, что хранил «Магдебург», стали добычей русских моряков. Многие историки сходятся во мнении, что именно это стало началом конца для Германии в Первой Мировой войне.