Лишь вершину Фудзи
Под собой не погребли
Молодые листья.
Хотя Японская империя готовилась к войне с Россией достаточно давно,начало 1904 года совсем не гарантировало безусловной победы.Два козыря имела Япония-безоговорочную поддержку и всемерную помощь англо-саксонского мира и гигантские расстояния,разделявшие центр России и Дальний Восток. Третьим ,конечно,стала внезапность-внезапное нападение на русские корабли в Порт-Артуре и Чемульпо лишило русскую эскадру четырех крупных современных кораблей. Но это ,все-таки,был не Перл-Харбор,а лишь его репетиция.
Во многом из-за нехватки сил японцы еще ранее начали ставить в линию свои броненосные крейсера.Опыт оказался более-менее успешным и требования к японским броненосным крейсерам изначально стали учитывать возможность участия в линейном бою. В тактике появилось понятие быстроходного крыла,способного охватить авангард вражеской колонны,а в военно-морской мысли начала созревать концепция линейных крейсеров.
В феврале 1904 года японский парламент санкционировал выделение ¥48 465 631 на дополнительную военную кораблестроительную программу. По ней предполагалось построить два броненосца и четыре броненосных крейсера. По итогам боя в Жёлтом море акцент в броненосных крейсерах был сделан именно на участие в эскадренном сражении.
В июне 1904 года японским парламентом был утверждён «экстренный бюджет пополнения флота» в связи с гибелью в мае на русских минах японских броненосцев Hatsuse и Yashima. Для Японии, пытающейся удержать превосходство на море,это был сильный удар.
Заказанные в июне 1904 года два броненосных крейсера-"Цукуба" (в честь горы Цукуба, расположенной в японской префектуре Ибараки) и "Икома" (в честь горы Икома, расположенной на границе префектур Осака и Нара) стали первыми капитальными и самыми крупными на тот момент кораблями,спроектированными и построенными в Японии,хотя и с участием импортной артиллерии и компонентов. Они стали также первыми в мире крейсерами с 305 мм орудиями в двухорудийных башнях.В результате значительного усиления вооружения крейсер стал крупнее современных русских броненосцев и лишь чуть уступил "Микасе".До них самым крупным построенным в Японии боевым кораблем был 4217 (4285 )тонный крейсер Hashidate.
Для постройки выбрали Морской арсенал в Куре,хотя арсенал в Йокогаме имел больший опыт и более квалифицированные кадры. Японские стратеги посчитали Йокогаму более уязвимой для действий 2 и 3 Тихоокеанских эскадр русского флота в случае успешного прорыва.В Куре были переведены наиболее квалифицированные рабочие.
Хотя головной корабль ввели в строй ровно через два года после закладки, что довольно быстро даже по меркам британского кораблестроения,но,разумеется,уровень японского судостроения был еще невысок,у кораблей имелось множество технических и конструктивных недостатков, в том числе в части прочности корпуса, особенно на "Цукубе". "Икома" же,например,дождалась своих стволов артиллерии главного калибра только в 1911 году( корабль вышел на ходовые испытания в ноябре 1907 года, но был полностью вооружен и укомплектован лишь к февралю 1911-го ).Болезнь быстрого роста.
До 1912 крейсера относились к рангу броненосных крейсеров 1 класса, а потом были переквалифицированы в линейные крейсера.
Проект представлял собой увеличенный крейсер "Идзумо" с высокобортным корпусом при сравнительно большом удлинении (5,9:1) ,что обеспечивало ему хорошую мореходность и скорость. Бронирование уровня броненосных крейсеров сочеталось с вооружением эскадренного броненосца - главным калибром 305 мм,более эффективным в боях на большой дистанции. При этом японцы сохраняли приверженность к скорострельной артиллерии среднего калибра,считая именно ее одной из основных причин своих морских побед.
«Цукуба» IJN “Tsukuba” 筑波 — Морской арсенал,Куре .Заложен 14 января 1905, спущен 26 декабря 1905, вошёл в строй 14 января 1907 года. Погиб 14.1.1917 в Йокосуке в результате взрыва артиллерийских погребов, потери экипажа составили 305 человек убитыми.
«Икома» IJN Ikoma 生駒 — Морской арсенал,Куре.Заложен 15 марта 1905, спущен 9 апреля 1906, вошёл в строй 24 марта 1908 года. После Вашингтонской конференции разоружили, исключен 1922 и 13 ноября 1924 года продали на слом.
Водоизмещение 13 750 т нормальное,15 646 т полное. Длина 137,1 м. Ширина 22,9 м. Осадка 7,9 м.
Бронирование-Крупповская броня,главный пояс: 102—178 мм
палуба: 51 — 76 мм
барбеты: 178 мм
башни: 244 мм
казематы: 127 мм
боевая рубка: 203 мм
Двигатели-20 котлов,2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 20500 л.с. проектная,на испытаниях максимальная 20 736 - 22 670 л.с. Движитель 2 винта. Скорость хода 20,5 узлов. Дальность плавания 9000 миль. Экипаж 820 - 879 человек. Вооружение-2×2 — 305-мм/45 тип 41 ,12×1 — 152-мм/45,12×1 — 120-мм/40
2 — 4х1 — 76-мм. 4 х 1 - 47-мм/40 Hotchkiss ,2 х 40-мм зенитных. Минно-торпедное вооружение-3 × 457-мм ТА
В 1913-14 6-дюймовые пушки были удалены с главной палубы , и шесть были переустанавлены на верхней , где они заменили четыре 4,7-дюймовых пушки. Итого получилось десять 6-дюймовых и восемь 4,7-дюймовых орудий.
В 1919 году крейсер Ikoma прошёл перевооружение. По его итогам на крейсере были установлены 4 30cm/45 41st Year Type (собственно те же старые 12"/45 41st Year Type), поменявшие обозначение после принятия метрической системы 5 октября 1917 года. То же касается и остальных орудий), 10 152-мм 15cm/40 41st year Type, 8 120-мм 12cm/40 41st year Type и 6 76-мм 8cm/40 41st year Type.
Крейсера имели высокий борт и длинный полубак, улучшавшие мореходность. Полубак с продолжающей его навесной палубой простирался на две трети длины корпуса, из-за чего кормовая башня главного калибра оказалась ниже носовой. Впервые в японском флоте корабли лишились традиционного тарана, получив красивую и практичную носовую оконечность, имевшую бросавшуюся в глаза клиперскую форму.Дизайн новых японских крейсеров напоминал британские "Кресси".
По центру корпуса был размещён каземат с противоминной артиллерией, в нос от каземата борта имели срезы, что давало возможность четырём передним орудиям из каземата вести огонь вперёд вдоль диаметральной плоскости корпуса.Две бронированные боевые рубки имели обычную для японских кораблей малую величину и располагались позади башен главного калибра.В подводной части корпус имел два боковых киля ненамного более трети его длины.
Схема бронирования напоминала схему,характерную для японских броненосцев,а толщина бронирования соответствовала крейсерам.Броневой пояс из крупповской стали простирался на всю длину ватерлинии, в средней части он имел толщину 178 мм, а к оконечностям утончался до 102 мм. Его высота составляла 7 футов (2,13 м), из которых 5 находилось ниже уровня воды. Выше главного пояса между башнями главного калибра располагался верхний пояс толщиной 127 мм, поднимавшийся до верхней палубы и защищавший противоминные орудия батарейной палубы. В конструкции были предусмотрены также стальные противоосколочные переборки - две поперечные и две продольные (по примеру броненосца Mikasa). По углам цитадели на верхней палубе находились четыре каземата, прикрывавшие 152-мм пушки, с толщиной наружной брони 127 мм. Броневая палуба на горизонтальном участке толщиной 51 мм имела к бортам 76-мм скосы, а в оконечностях была карапасной. Толщина брони барбетов и башен 178 мм. Носовая рубка была защищена по периметру 203-мм бронёй, а кормовая - 152-мм,крыши у них-38 мм.
Силовую установку составляли две вертикальные паровые машины тройного расширения общей мощностью 20500 л.с., работавших на два гребных винта и 20 водотрубных котлов системы Миябара с трубками малого диаметра. Во время ходовых испытаний на мерной миле Tsukuba показал скорость хода 20,5 узлов при мощности в 20736 л.с., а Ikoma - 21,9 узлов при 22 670 л.с. Запас топлива - 2000 тонн угля и 160 тонн нефти - позволял пройти до 5000 миль экономическим 14-узловым ходом. На Tsukuba впервые в японском флоте было использовано распыление жидкого топлива на уголь для увеличения производительности.
Экипаж составлял от 820 до 879 человек .
Главный калибр новых крейсеров составили новые 45-калиберные 305-мм орудия британского производства. Орудия имели угол возвышения 23°, склонения −3°. Они представляли собой стандартную для Эльзвикского арсенала конструкцию со скреплённым проволокой стволом, и способны были разогнать 386-килограммовый снаряд до начальной скорости в 853 м/с, отправив его на расстояние до до 22 км . Впоследствии орудия этой модели также производились по лицензии в Японии под обозначением «12"/45 тип 41» - по 41 году «эпохи Мейдзи», . Четыре орудия главного калибра были расположены по традиционной схеме - в двухорудийных башнях, одна в нос и одна в корму от надстройки. Углы обстрела башен главного калибра составляли по 270 градусов.
Японцы испытывали острый дефицит 305 мм орудий,их не хватало даже для линкоров,что отразилось на вооружении Satsuma и Aki ,а также сделало из дредноутов типа Kawachi гибридную артиллерийскую платформу-с сосуществованием орудий ГК разной длины,хоть и одного калибра).В результате формально принятый флотом 24 марта 1908 года Ikoma свои пушки получил гораздо позже и полностью был укомплектован лишь в феврале 1911 года.
Вспомогательная артиллерия была представлена четырьмя калибрами орудий, от 152 до 47-мм; в ходе Первой Мировой войны добавились также 40-мм зенитные автоматы.
Из двенадцати сорокапятикалиберных 152-мм орудий тип 41 (производившихся в Японии по британской лицензии) восемь располагалось на батарейной палубе, и ещё четыре в казематах. 152-мм орудие 6"/40 41st year Type - японское обозначение модифицированной английской QF 6 inch /40 naval gun «Pattern GG» производства Elswick Ordnance Company.Орудия этого типа стреляли снарядами весом 45,5 кг, которые подразделялись на бронебойные, фугасные и общего назначения с начальной скоростью 825м/с. Восемь пушек на средней палубе были очень близко к ватерлинии и не могли быть использованы при плохой погоде.
Крейсер был вооружён также скорострельными 120-мм/40 орудиями тип 41 в том же количестве (двенадцать щитовых установок, также японского производства по британской лицензии). 120-мм орудие 4.7"/40 41st year Type - японская лицензионная копия английской QF 4.7-inch Gun Mk IVпроизводства Elswick. Первоначально Япония закупала эти орудия у производителя, но в начале века наладила их производство . Четыре таких пушки устанавливались на крышах казематов, ещё четыре - в батарее на верхней палубе (между казематами 152-мм орудий). Оставшимся четырём 120-мм противоминным пушкам нашлось место только в оконечностях корпуса: две разместились в носовой и ещё две на жилой (батарейной) палубе в кормовой оконечности.Углы наведения противоминных орудий в углах цитадели составляли по 150 градусов, а в середине по 120.Вес снаряда 20,4 кг, дульная скорость 660 м / с .
Малокалиберные скорострельные орудия - два 76-мм тип 41, и четыре (по другим данным, восемь) 47-мм салютные пушки «Гочкисс» - были смонтированы на легкосъёмных лёгких станках и могли устанавливаться на палубе полубака, мостиках и крышах башен главного калибра. 76-мм орудия 3"/40 41st year Type - японская лицензионная копия британской QF 12-pounder 12 cwt naval gun, причём производились копии как Elswick pattern N, так и Vickers pattern Z орудий. 47-мм орудия QF 3-pounder Hotchkiss представляли собой легкие скорострельные орудия разработки 1886 года, предназначенные для борьбы с небольшими скоростными кораблями и катерами, а позже и с субмаринами. Так же они могли играть роль зенитной артиллерии. Но основное назначение-производство салютных залпов.Эти орудия по лицензии производила и поставляла Elswick Ordnance Company. Зенитная артиллерия была представлена двумя 40-мм одноствольными автоматическими пушками фирмы Vickers.
Также крейсера оснащались подводными 457-мм торпедными аппаратами. Из трёх таких аппаратов один был смонтирован в корме над румпельным отделением, а ещё два для стрельбы по бортам.
Во время визита в Англию "Цукуба" был оснащен современной системой управления огнем "Виккерс",потом дооснастили "Икома".Для управления огнём крейсера располагали пятью дальномерами системы Барра и Струда: один помещался на прожекторном фор-марсе, два - на носовом мостике и ещё два - симметрично на кормовом мостике. Мачты на крейсерах были относительно лёгкими, специально предназначенными только для прожекторов, дальномеров и постов наблюдения. Массивных боевых марсов с орудиями, как на более старых кораблях, крейсера типа Tsukuba на мачтах не имели. По внешнему виду мачт можно различить корабли этого типа между собой: на Tsukuba фок-мачта имела отдельный марс и прожекторную площадку в два яруса друг над другом, в то время как у Ikoma единственный марс совмещал обе функции.
Tsukuba и Ikoma были достроены уже после окончания русско-японской войны. В Первую же мировую японскому флоту практически не досталось боевой нагрузки.
Однако потери флот микадо все-таки понес.
Самый мистический вариант выпал на долю "Цукубы". Заложенный 14 января 1905 года ,он 14 января 1907 года вступил в строй императорского флота,а 14 января 1917 года взлетел на воздух в гавани Йокосуки в результате детонации артиллерийских погребов. Погибло 305 членов экипажа. 14 января...Корпус позже был поднят и утилизирован.
Это была не единственная подобная потеря практически не воевавшего флота- 12 июля 1918 года в заливе Токуяма, в пороховом погребе линкора "Кавати" взорвался кордит. Корабль и 621 член экипажа погибли.
Ikoma оказался более удачлив. Сразу после ввода в строй,еще без артиллерии ГК,он сопровождал Великий Белый Флот США, проходящий японские территориальные воды в ходе своего кругосветного путешествия в октябре 1908 года.
В 1910 году крейсер Ikoma в Аргентине участвовал я в праздновании столетия революции 1810 года. Из Буэнос-Айреса он продолжил путешествие через Атлантику в Лондон и другие европейские порты, приняв участие в смотре германского флота в 1912 году, и вернулся в Японию через Индийский океан, таким образом завершив кругосветное плавание.
Во время первой мировой войны крейсер Ikoma участвовал в блокаде германского порта Циндао в Китае с сентября 1914 года. После падения города Ikoma был отправлен в составе эскадры на поиски Восточно-Азиатской эскадры Максимилиана фон Шпее и искал немцев,пока англичане не уничтожили тех в Фолклендском сражении. С 1 ноября 1914 по 17 января 1915 года крейсер Ikoma базировался в Гонконге, Сингапуре и Таунсвилле (Австралия), защищая британские колонии и судоходство от германских рейдеров.
4 декабря 1915 года крейсер в числе 124 кораблей принимает участие в смотре, проведенном императором Ёсихито (Тайсё) в Йокогаме. Аналогичный смотр был проведен там же 25 октября 1916 года. В течение 1916 и 1917 годов крейсер оставался в водах Японии. В 1917 г. он входил в состав второй эскадры, числился учебным артиллерийским и торпедным кораблем .В 1921 году крейсер переведен в ранг броненосных крейсеров 1 класса и продолжил службу в качестве учебно-артиллерийского корабля.
6 февраля 1922 года ведущими мировыми державами было подписано Вашингтонское морское соглашение об ограничении морских вооружений. По этому соглашению Япония обязалась списать 10 додредноутов,в т.ч., благодаря орудиям главного калибра , и Ikoma.
В 1922 году Ikoma был разоружён, 20 сентября 1923 года выведен из состава флота ,а в 1924 году разобран на металл на заводе Mitsubishi Heavy Industries в Нагасаки.
По некоторым данным одна башня главного калибра крейсера была впоследствии установлена на береговой батарее Shi-9 Suzaki морской крепости Дзагосима,в районе Токио ,а другая установлена на территории Военно-Морской Артиллерийской Академии в Йокосуке.
Быстрая постройка «Цукубы» позволила некоторое время считать этот корабль самым сильным крейсером в мире. Потом пришел "Инвинсибл".
можно сказать о том, что как не пытались японцы построить настоящий броненосный крейсер, получался у них всё тот же броненосец второго класса. Относительно быстроходный и относительно мощный, но всё-таки второклассный и всё же именно броненосец. — Кофман В.Л. И тут пришёл Джек…
Из-за 305 мм калибра(который имелся не на каждом эскадренном броненосце!) "Цукубы" иногда относят к полноценным броненосцам,однако они ,все-таки,порождение той ,зародившейся в начале 20-го века концепции броненосцев-крейсеров,что позже привела к созданию линейных крейсеров,а позднее быстроходных линкоров. Постоянный поиск золотой середины между крейсерскими и эскадренными возможностями неизбежно приводил к появлению подобных гибридов. А из чисто японской специфики-попытка в кратчайшие сроки при ограниченных ресурсах создать мощный первоклассный флот,которая приводила к многочисленным попыткам создать универсальные корабли-броненосцы-крейсера,линкоры-авианосцы,крейсера-авианосцы и т.д.
"Цукуба" был достаточно удачным вариантом в этой концепции,не зря они ,вместе с последующими "Ибуки",в 1912 пополнили класс японских линейных крейсеров. Развитое,хотя и ослабленное бронирование и артиллерия,соответствующая уровню эскадренных броненосцев ,позволяло им на равных участвовать в сражениях броненосных флотов. Но для додредноутной эпохи.
Из других новшеств можно отметить повышение противоминного калибра до 120мм,что соответствовало урокам русско-японской войны.Недостатки,в виде заливания орудий среднего калибра были устранены перед 1-й мировой войной стандартным способом-демонтаж и перенос части орудий на верхнюю палубу.Тем не менее "Цукубы" считались плохими артиллерийскими платформами из-за сильной качки.
Из-за 305 мм калибра ГК оставшийся к 1922 в строю "Икома" был вместе с остальными носителями этого калибра сдан на слом после Вашингтонской конференции.Судьба же головного корабля-"Цукуба" мистическим образом оказалась связана с датой 14 января.
В целом,несмотря на огромные вложения и не менее массированную англосаксонскую помощь японский флот после русско-японской войны представлял собой странное зрелище- к 1911 году в строй вошли четыре броненосца и четыре броненосца-крейсера, только со стапеля, и все — практически полностью морально устаревшие . А кроме них-ветераны русско-японской войны и разнотипные трофейные корабли,ремонт которых японской казне также обошелся недешево.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.