После статьи про Антона Долина читатели попросили нас рассказать подробнее о балете "Голубой экспресс", который стал Долинским звездным часом в "Русском балете" Дягилева. С удовольствием рассказываем :)
"Голубой экспресс" - это поезд, курсировавший между Кале и Лазурным берегом Франции и перевозивший в основном отдыхающих. Вагоны отличались повышенным комфортом, билеты были дорогие, да и само направление было не из дешевых, поэтому путешествовали им состоятельные и гламурные пассажиры. Само словосочетание "Голубой экспресс" в 1920-е годы было синонимом роскошной, беззаботной жизни, особенно после того, как в 1922 году появились новые, модернизированные, еще более роскошные составы "Голубого экспресса". Сам же поезд курсировал аж с 1886 года.
Поклонники детективного жанра вспомнят роман Агаты Кристи "Тайна "Голубого экспресса". Это все о нем, об этом легендарном поезде.
Замысел балета изначально возник у Жана Кокто, близко дружившего с Дягилевым и, по слухам, сильно запавшего на Антона Долина, но Долин принадлежал Дягилеву, поэтому у Кокто ничего не вышло (сам Долин в мемуарах, впрочем, опровергает слухи и отрицает даже попытки к сближению со стороны Кокто). В общем, так или иначе, устремления Дягилева и Кокто совпали: создать балет, который восславит нового первого танцовщика труппы и наиболее выигрышно продемонстрирует его возможности.
"Главное, что нужно понимать о "Голубом экспресс", - писал Кокто, - это тот факт, что в нем нет никакого экспресса. Сейчас эпоха высоких скоростей, экспресс уже прибыл на конечную станцию и пассажиры вышли". Балет представлял собой серию картинок из жизни отдыхающих на Лазурном берегу. Они играют в гольф, в теннис, загорают, флиртуют, купаются, наблюдают за полетом аэроплана. Все это были ультра-модные занятия, едва ли до тех пор попадавшие на балетную сцену.
Живописные картинки сменялись под живую и легкомысленную музыку Дариюса Мийо, который вдохновлялся Оффенбахом и другими опереттами, а также совсем "демократическими" мелодиями из кабаре и мюзик-холлов. Мийо написал партитуру за месяц. Сроки поджимали, потому что замысел балета возник спонтанно, всем понравился, и Дягилев поставил новинку в репертуарный план, отведя на весь постановочный процесс полгода. Всем причастным оставалось только соответствовать.
Действие было объединено главным героем - Красавчиком, немного комичным в своей самовлюбленности, но обаятельным шалопаем. Эту роль, как нетрудно догадаться, исполнял Антон Долин. Вот как описывал его партию Серж Лифарь: "Он ходил на руках, становился на голову, делал сальто, не щадя себя падал, перекувыркивался на колени, снова поднимался на ступни и снова с грохотом падал".
Бронислава Нижинская сочинила хореографию, вдохновляясь спортивными достижениями, а также кинематографом. В балете есть номера, имитирующие замедленную или ускоренную съемку, походку Чарли Чаплина и другие узнаваемые кинематографические приемы.
Костюмы создала Коко Шанель и постаралась сделать их максимально "бытовыми". В основном это различные вариации на тему спортивных и купальных костюмов. Создавалось полное впечатление, что их можно просто надеть и выйти на улицу, вернее, на пляж на Ривьере. Артистам, однако, было неудобно танцевать в трикотажных костюмах: ткань сковывала движения, мешала держать партнерш и вызывала много других нареканий. Зато все танцовщики выглядели по-настоящему стильно и гламурно. Для аналогии: представьте себе современный нам балет, действие которого происходит в самом модном ночном клубе Нью-Йорка или Лондона.
Кубистские декорации создал Анри Лоран. Но и сам Пабло Пикассо приложил руку. Его "Двух женщин, бегущих по пляжу" поместили на занавес "Голубого экспресса".
Премьера "Голубого экспресса" состоялась в июне 1924 года. Спектакль был просто обречен на успех среди модной гламурной публики и пользовался им по праву, но сценическая жизнь его оказалась недолгой. Серж Лифарь уверял, что "Голубой экспресс" не оправдал надежд Дягилева, тот счел постановку неудачной и художественно незрелой и снял с репертуара. Но, согласно более распространенной версии, "Голубой экспресс" исчез из репертуара, потому что его некому было танцевать после ухода из труппы Антона Долина. Новый премьер Лифарь так и не смог выучить акробатическую партию. Недаром Жан Кокто, узнав, что Антон Долин покидает "Русский балет", сказал: "Голубой экспресс уйдет вместе с ним". Сожаления по Долину, впрочем, не помешали Кокто немедленно перенести внимание на Лифаря, но это уже другая история.