Найти в Дзене
Sexy Ballet

"Голубой экспресс"

После статьи про Антона Долина читатели попросили нас рассказать подробнее о балете "Голубой экспресс", который стал Долинским звездным часом в "Русском балете" Дягилева. С удовольствием рассказываем :)

Сцена из спектакля.  Фото из интернета
Сцена из спектакля. Фото из интернета

"Голубой экспресс" - это поезд, курсировавший между Кале и Лазурным берегом Франции и перевозивший в основном отдыхающих. Вагоны отличались повышенным комфортом, билеты были дорогие, да и само направление было не из дешевых, поэтому путешествовали им состоятельные и гламурные пассажиры. Само словосочетание "Голубой экспресс" в 1920-е годы было синонимом роскошной, беззаботной жизни, особенно после того, как в 1922 году появились новые, модернизированные, еще более роскошные составы "Голубого экспресса". Сам же поезд курсировал аж с 1886 года.

Поклонники детективного жанра вспомнят роман Агаты Кристи "Тайна "Голубого экспресса". Это все о нем, об этом легендарном поезде.

Замысел балета изначально возник у Жана Кокто, близко дружившего с Дягилевым и, по слухам, сильно запавшего на Антона Долина, но Долин принадлежал Дягилеву, поэтому у Кокто ничего не вышло (сам Долин в мемуарах, впрочем, опровергает слухи и отрицает даже попытки к сближению со стороны Кокто). В общем, так или иначе, устремления Дягилева и Кокто совпали: создать балет, который восславит нового первого танцовщика труппы и наиболее выигрышно продемонстрирует его возможности.

Идейный вдохновитель "Голубого экспресса" Жан Кокто - поэт, прозаик, художник, режиссер, светский лев и большой донжуан (если можно так говорить о мужчине с его вкусами). Фото из интернета
Идейный вдохновитель "Голубого экспресса" Жан Кокто - поэт, прозаик, художник, режиссер, светский лев и большой донжуан (если можно так говорить о мужчине с его вкусами). Фото из интернета

"Главное, что нужно понимать о "Голубом экспресс", - писал Кокто, - это тот факт, что в нем нет никакого экспресса. Сейчас эпоха высоких скоростей, экспресс уже прибыл на конечную станцию и пассажиры вышли". Балет представлял собой серию картинок из жизни отдыхающих на Лазурном берегу. Они играют в гольф, в теннис, загорают, флиртуют, купаются, наблюдают за полетом аэроплана. Все это были ультра-модные занятия, едва ли до тех пор попадавшие на балетную сцену.

Живописные картинки сменялись под живую и легкомысленную музыку Дариюса Мийо, который вдохновлялся Оффенбахом и другими опереттами, а также совсем "демократическими" мелодиями из кабаре и мюзик-холлов. Мийо написал партитуру за месяц. Сроки поджимали, потому что замысел балета возник спонтанно, всем понравился, и Дягилев поставил новинку в репертуарный план, отведя на весь постановочный процесс полгода. Всем причастным оставалось только соответствовать.

Действие было объединено главным героем - Красавчиком, немного комичным в своей самовлюбленности, но обаятельным шалопаем. Эту роль, как нетрудно догадаться, исполнял Антон Долин. Вот как описывал его партию Серж Лифарь: "Он ходил на руках, становился на голову, делал сальто, не щадя себя падал, перекувыркивался на колени, снова поднимался на ступни и снова с грохотом падал".

Спортивный Антон Долин стоит на голове. Фото из интернета
Спортивный Антон Долин стоит на голове. Фото из интернета

Бронислава Нижинская сочинила хореографию, вдохновляясь спортивными достижениями, а также кинематографом. В балете есть номера, имитирующие замедленную или ускоренную съемку, походку Чарли Чаплина и другие узнаваемые кинематографические приемы.

Костюмы создала Коко Шанель и постаралась сделать их максимально "бытовыми". В основном это различные вариации на тему спортивных и купальных костюмов. Создавалось полное впечатление, что их можно просто надеть и выйти на улицу, вернее, на пляж на Ривьере. Артистам, однако, было неудобно танцевать в трикотажных костюмах: ткань сковывала движения, мешала держать партнерш и вызывала много других нареканий. Зато все танцовщики выглядели по-настоящему стильно и гламурно. Для аналогии: представьте себе современный нам балет, действие которого происходит в самом модном ночном клубе Нью-Йорка или Лондона.

Гламур 1920-х годов:  пляж и спорт. Слева Направо: Лидия Соколова, Антон Долин, Жан Кокто (не танцевал :) ), Леон Войцеховский, Бронислава Нижинская (хореограф и исполнительница роли Теннисистки). Фото из интернета.
Гламур 1920-х годов: пляж и спорт. Слева Направо: Лидия Соколова, Антон Долин, Жан Кокто (не танцевал :) ), Леон Войцеховский, Бронислава Нижинская (хореограф и исполнительница роли Теннисистки). Фото из интернета.

Кубистские декорации создал Анри Лоран. Но и сам Пабло Пикассо приложил руку. Его "Двух женщин, бегущих по пляжу" поместили на занавес "Голубого экспресса".

"Две женщины, бегущие по пляжу" Пабло Пикассо.
"Две женщины, бегущие по пляжу" Пабло Пикассо.

Премьера "Голубого экспресса" состоялась в июне 1924 года. Спектакль был просто обречен на успех среди модной гламурной публики и пользовался им по праву, но сценическая жизнь его оказалась недолгой. Серж Лифарь уверял, что "Голубой экспресс" не оправдал надежд Дягилева, тот счел постановку неудачной и художественно незрелой и снял с репертуара. Но, согласно более распространенной версии, "Голубой экспресс" исчез из репертуара, потому что его некому было танцевать после ухода из труппы Антона Долина. Новый премьер Лифарь так и не смог выучить акробатическую партию. Недаром Жан Кокто, узнав, что Антон Долин покидает "Русский балет", сказал: "Голубой экспресс уйдет вместе с ним". Сожаления по Долину, впрочем, не помешали Кокто немедленно перенести внимание на Лифаря, но это уже другая история.