Тема: Автоматизация звука З.
Цели:
1.Познакомить с упражнениями для автоматизации звука З.
2. Отрабатывать навыки дыхательной гимнастики и гимнастики для мускулатуры лица.
Оборудование:
ручка, тетрадь, ватный шарик.
Ход:
I. Гимнастика для мускулатуры лица
Посмотрите вдаль. Широко откройте глаза. Сделать это нужно так, как будто вы удивляетесь. В таком состоянии досчитайте до 10. Затем расслабьтесь. Через минуту повторите снова.
1.Положите указательные пальцы над бровями. Поднимайте брови вверх, оказывая сопротивление пальцам.
2. Положите указательный палец на кончик носа. Пальцем поднимайте его вверх. В это же время оттягивайте губы вниз. Удерживайте мышцы в таком положении10 секунд. Расслабьтесь на 10 секунд. Потом повторите заново.
3. Улыбнитесь. Положите указательный палец на губу под носом. Слегка надавите. Напрягите верхнюю губу так, чтобы напряжение почувствовалось пальцами.
4. Поднимите голову вверх. Вытяните вперёд нижнюю челюсть, зафиксируйте положение на 10 секунд. Потом вернитесь в исходную позицию.
II. Дыхательная гимнастика
1 . Весёлое детское упражнение. Можете поиграть с детьми, если они у вас есть. Им будут весело, а вам полезно. Упражнение позволит так же корректировать произношение. Говорим медленно:
У мишки дом огромный. – Делая глубокий вдох, поднимаемся на носочки и тянем руки вверх.
У мышки очень маленький. – Делая выдох, приседаем, опускаем голову, обхватываем колени руками.
2. Трубач
Сесть набрать полную грудь воздуха. Сложенные рупором руки поднести ко рту. Медленно, но громко выдыхать со звуками «П-ф».
3. Каша кипит
Сесть. Положить одну руку на живот, вторую – на грудь. Делаем вдох и втягиваем живот. На выдохе живот выпячиваем. Дышим равномерно под счёт «1-2-3-4-5».
4.Упражнение с палкой
Встать. (Кто не может, встать – сесть ровно). Держим перед собой гимнастическую палку. Её можно заменить любым похожим предметом. На вдохе поднимаем палку вверх. На выдохе опускаем палку за голову. Затем на вдохе понимаем вверх, на выдохе опускаем перед собой.
III. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика в этом уроке такая же, как и в предыдущем. Звуки С и З парные. Они отличаются только наличием голоса в произношении. Артикуляция будет одинаковой.
1.«Трубочка»
Сомкнуть зубы, улыбнуться, продемонстрировав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.
2. «Лопата»
Открыть рот, язык расположить на нижней губе и задержать его в таком положении на 3-7 секунд.
3. «Индюк»
Сделать такое же положение языка, как в предыдущем упражнении, затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести такие звуки «пя-пя-пя».
4. «Гол»
Для выполнения следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, продемонстрировав свои зубы, немного приоткрыть ротовую полость, кончиком языка пройтись по зубам, как будто чистишь их. Губы при этом не должны двигаться, а должны находиться в улыбке. Кончик должен достигать десен во время движения, а не затрагивать только края челюстей.
6. «Горка»
Растянуть губы в улыбке, немножко приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю челюсть, а остальную часть органа приподнять, чтобы образовалась горка. В таком положении нужно задержаться примерно 5-10 секунд.
VI. Разминка
1.Попеременно произносим звуки с-з. Это нужно для того, чтобы уловить в них разницу.
2. Поём слоги: за-за-за, зо-зо-зо, зу-зу-зу.
3. Поём слоги са-за-са-за, со-зо-со-зо, су-зу-су-зу.
4. Чётко медленно попеременно произносим слоги: ма-на-ла-па-ба- са-за, зо-со-мо-но-ло-по-бо, му-ну-лу-су-зу-пу-бу.
5. Произносим слоги на выдохе: аз, маз, лаз, паз, чётко фиксируя звук з.
VI. Работа с чистоговорками.
Чистоговорки произносятся медленно, все звуки проговариваются чётко:
Зи-зи-зи, зи-зи-зи - обезьянку привези!
Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя - не привози.
За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали вновь козу.
За-за-за – приближается гроза.
За-за-за – уходи домой, коза.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
Чистоговрки на чередование звуков С-З:
«З» - «С»
За-са-за – это стрекоза.
За-са-за – летит стрекоза.
Зы-сы-зы – крылья есть у стрекозы.
Зой-зой-зой – я бегу за стрекозой.
Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу
Зину купили мы в магазине.
Зину в корзине домой отнесли.
Зиму прождала Зина в корзине
Знаем где Зина. Иди, поищи!
VII. Работа с чистоговорками:
1.Зил зелёный папу злил
Заводился плохо зил.
2.Подвязала Лиза розы
Засадила две занозы.
3. Соня Зине принесла бузины в корзине.
4.Зажглась зелёная звезда
Запустят звездолёт туда.
5.Запел зяблик на заре,
Озяб зяблик во дворе.
6. У Кузи кузина
Кузинина Зина
VII. Развитие письменной речи:
Изложение
Грачи прилетели.
Первыми с юга прилетают грачи. Кругом снег. А грачи важно расхаживают по весенним дорогам. По прилёте выбирают грачи парк или рощу и начинают вить гнёзда. Весь день кричат, длинными клювами сучья для гнёзд ломают. Спешат грачи. Пора птенцов выводить.
Порядок работы:
1.Прочитать изложение полностью.
2. Прочитать первую строчку.
3. Обучающийся повторяет как запомнил, потом записывает.
4. Прочитать весь текст.
Итог:
- Спросите больного, каких птиц он ещё помнит и может назвать.
Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/XjMmOzCOWRT7SZnf
Следующий урок: https://dzen.ru/a/XjfsLtCN9DNN3jOT
Видео урок можно посмотреть по ссылке:
Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.