Найти в Дзене

Инсульт. Восстановление речи. Автоматизация звуков. Урок 8 - Автоматизация звука С

Оглавление

Тема: Автоматизация звука С.

Цели:

1. Познакомить с упражнениями для автоматизации звука С.

2. Отрабатывать навыки письменной речи.

Оборудование:

ручка, тетрадь, ватный шарик

Ход:

I. Гимнастика для мускулатуры лица

1.Крепко сжать губы и вытянуть их бантиком. Из этого положения, не разжимая губ, растянуть их в напряжённую улыбку. Затем вернуться в положении с вытянутыми губами. Задержавшись в таком положении, втянуть щёки.

2. Вытяните шею вперёд, как будто собираетесь сделать воздушный поцелуй. Мышцы напрягите. Приложите к губам указательный и средний пальцы. Сквозь них выдувайте воздух.

3. Сядьте ровно. Улыбнитесь уголка губ, создавая впечатление, что пытаетесь скрыть непроизвольный смех.

4.Прижмите руками область лица, около ушей, слегка стягивая её к губам. Улыбнитесь в таком положении, сильно напрягая губы.

5.Поставьте кулаки один на другой. Обопритесь на них подбородком. Поднимайте подбородок руками.

II. Дыхательная гимнастика

повторы по 10 раз

1.Медленно поднимаем руки вверх - вдох. Медленный выдох, раскачиваясь из стороны в сторону.

2. Вдох носом. На выдохе отрывисто дуть на пальцы, сложенные в щепоть. Делается это примерно так, как дуют на ушибленное место малышу.

3. Сидя, энергично вдыхать и выдыхать. Набрав полную грудь воздуха, надуть живот. На выдохе – живот втянуть.

4. Несколько коротких вдохов через нос, как бы маленькими порциями. Затем непродолжительная задержка дыхания. Потом продолжительный выдох.

5. Одну руку положить на живот, зафиксировав его в одном положении. Вторая рука лежит на груди. Медленные вдохи и выдохи грудью.

III. Артикуляционная гимнастика

1.«Трубочка»

Сомкнуть зубы, улыбнуться, продемонстрировав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.

2. «Лопата»

Открыть рот, язык расположить на нижней губе и задержать его в таком положении на 3-7 секунд.

3. «Индюк»

Сделать такое же положение языка, как в предыдущем упражнении, затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести такие звуки «пя-пя-пя».

4. «Гол»

Для выполнения следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его.

5. «Чистим зубки»

Улыбнуться, продемонстрировав свои зубы, немного приоткрыть ротовую полость, кончиком языка пройтись по зубам, как будто чистишь их. Губы при этом не должны двигаться, а должны находиться в улыбке. Кончик должен достигать десен во время движения, а не затрагивать только края челюстей.

6. «Горка»

Растянуть губы в улыбке, немножко приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю челюсть, а остальную часть органа приподнять, чтобы образовалась горка. В таком положении нужно задержаться примерно 5-10 секунд.

IV. Разминка

1.Протяжно повторять слоги: са-са-са, со-со-со, су-су-су, си-си-си.

2. Медленно и протяжно произносить слова: асус, усус, осус, исус.

3. Произносить слоги, растягивая гласные и выдыхая воздух на согласном: мас, нас, лас, лис, нис, мис.

4. Медленно произносить слова: ма-ма, са-ни, ли-са, си-ла.

V. Работа с чистоговорками

произносить медленно, чётко проговаривая звуки.

Ся-ся-ся, ся-ся-ся - не поймали карася.
Се-се-се, се-се-се - карасей ловили все.
Си-си-си, си-си-си - в водоеме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся - вот поймать бы карася!
Са-са-са, са-са-са - ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су - видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са - отгадайте, где оса.

Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.

Са-са-са – на дворе роса. Са-са-са – в лесу бывает лиса.
Са-са-са - у меня лиса.
Су-су-су – даю Саше лису.
Са-са-са – у кого лиса?

Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – мы видели осу.
Са-са-са – летит оса.
Са-са-са – прилетела оса.
Су-су-су – мы прогоним осу.
Са-са-са – улетела оса.
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.

Со-со-со у Светланы колесо.
Со-со-со – мы сменили колесо.
Су-су-су- было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
Си-си-си – ты сырочек откуси.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.
Ся-ся-ся – Костя ловит карася.

Сы-сы-сы – у Семена нет косы.
Са-са-са – вот коса.
Са-са-са – острая коса.
Сой-сой – траву косили мы косой.

VI. Работа со скороговорками

произносить в четырёх темпах Оса боса и без пояса.

1.Сани у Сани едут сами.

2.Слава у Власа съел всё сало.

3.Съел Слава сало, да сала было мало.

4. Наши сани едут сами.

5. Коси, коса, пока роса, роса долой, коса домой.

VII. Развитие письменной речи

Составьте и запишите список из 10 продуктов, которые нужно купить в магазине.

Итог:

Попробуйте назвать те 10 продуктов, которые вы записали.

Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/XjWvGLC3amVVFzXG

Следующий урок: https://dzen.ru/a/XjWvGLC3amVVFzXG

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.