Продолжаю раздавать старые долги, сегодня будет много слов о городе Мурманске и несколько неважных фото. Апрель 2008 года, учтите это!
Транспортное вступление.
Как только первый лоу-кост в нашей стране — авиакомпания «СкайЭкспресс» — появилась на рынке, то она заявила рейсы в три города. Если Сочи был сверхпредсказуем, Ростов понятен, то вот Мурманск удивлял. Оказалось, что генеральный директор компании Марина Букалова родилась в этом городе и рейсы туда были чем-то вроде социальной ответственности бизнеса.
Я купил билеты и в Ростов (за месяц) и в Мурманск (за четыре месяца). Забегая вперед скажу, что столь ранняя покупка билетов (тогда это было очень круто, покупать билеты за много месяцев) сыграла злую шутку.
Первый рейс был в Ростов и достоин отдельного рассказа. Туда была задержка на двенадцать часов, оттуда всего лишь на два. Во время ожидания во Внуково в офисе авиакомпании активно ждущие пассажиры выбили дверь и пытались заблокировать выход на спецконтроль. Так что к Мурманску я уже был опытным пассажиром «СкайЭкспресса».
Итак темный вечер 21/22 марта, пассажиры рейса (вроде бы он был в 0.40) посажены в самолет с бортовым номером VP-BFJ вовремя!
Но не тут-то было, рано обрадовались. КВС Александр Самсонов огорошил нас информацией, что кто-то из ВИП-пассажиров решил вылететь именно в этот момент и во Внуково объявлен «регламент» т.е. остановлено любое движение на перроне. Сорок минут ожидания. Но сорок минут это все же не двенадцать часов, да и случились они не по вине авиакомпании.
Плохого качества фото еды. Все за свои деньги — капитализм же. Кстати, меню с бортов «СкайЭкспресса» я увести не успел, поэтому только авианововские в коллекции есть.
Три часа ночи, холод, сугробы, яркие но редкие огни аэропорта Мурмаши. Помимо нашего на перроне самолетов нет. Я, как столичный пижон, сразу сел в стоящий перед трапом автобус, а основная масса пассажиров, знающих местные реалии, просто прошла до терминала сто метров пешком.
В аэропорту до утра околачиваться не хотелось, поэтому я пошел спать в приаэропортовскую гостиницу. Сервис там конечно не очень и не слишком дешево, но не в самом терминале же торчать?
Уголок комфорта.
Собственно терминал при свете дня.
Пункт назначения.
Солнце, наконец, появилось и пришло время ехать в сам город-герой, благо автобус/маршрутка №106 ходила (и надеюсь ходит) очень регулярно. Вообще-то аэропорт в Мурмашах является тупиком и дороги дальше в этом направлении нет. На многие километры тянутся невысокие сопки с низкими, кривыми и чахлыми елками. Человеческих поселений тоже нет.
Вот такие, сомнительной красоты, просторы.
Но мы, проследовав на маршрутке мимо кладбища, поселка Мурмаши, древней Колы и мощной стелы, с географическими координатами места, вступили в пределы самого Мурманска.
Один раз я тут уже бывал и городское расположение примерно себе представлял.
Весь город вытянут вдоль бухты при впадении реки Колы/Туломы в Баренцево море и расположен уступами, на разных уровнях. Причем шаг этих уступов велик.
То есть похоже на Владивосток, только менее зеленый.
Вот например вокзал.
Поезда внизу, а терминал и привокзальная площадь сверху.
Центральная городская площадь именуется «Пятью углами» (как одно местечко в Питере). Уже тогда центральная гостиница «Арктика», воспетая в десятках рассказах, песнях и картинах была на ремонте.
«— Да нет. По привычке нахмурясь,
Я вышел из прошлого прочь...
Гостиница "Арктика", Мурманск.
Глухая полярная ночь».
Юрий Визбор.
На ремонте она до сих пор, а за два года до этого успел еще в ней пожить.
Городские регалии. Золотая звезда вручена городу М.С. Горбачевым в 1985 году, по одному указу со Смоленском.
От железнодорожного вокзала до морского — буквально несколько шагов. Ближе только во Владивостоке.
Мне повезло, я увидел у пирса саму «Клавдию Еланскую»!
Это культовый для любого северянина пароход, который долгое время ходил и может быть ходит сейчас по маршруту Мурманск-Архангельск с остановками в крайне труднодоступных прибрежных местах. Причем места эти совсем не малонаселенные. На этом пароходе держится вся связь с «Большой землей» например Гремихи и других, более мелких населенных пунктов.
Одна женщина, проведшая детство в «городе летающих собак», рассказывала, как во время экстремально холодной зимы залив у них замерз, пароходы не ходили и еду сбрасывали с вертолетов.
Когда-то пароходов было несколько — «Вацлав Воровский» и так называемые «артистки», то есть пароходы названные в честь артисток драмтеатра — «Клавдия Еланская», «Мария Ермолова» и «Алла Тарасова».
Видите там лебедки для погрузки? При мне юный морской лейтенант руководил погрузкой своего скарба на борт.
Локации.
На той стороне залива — небольшой поселок Абрам-Мыс, ныне район Мурманска. Хорошо виден памятник-самолет Су-15 (есть там у них небольшой мемориал).
Вот вид с другой точки.
В то время музей в/на атомном ледоколе «Ленин» был на ремонте, не смог я его посетить.
Вдоль залива тянется нескончаемая череда причалов и другой морской инфраструктуры.
Рыбный порт например.
Поскольку Романов-на-Мурмане появился всего лишь в 1916 году (город не отметил еще и столетнего юбилея!), то и архитектурных памятников он еще не приобрел.
Пока только символический маяк (памятник-музей) со смотровой площадкой.
и Храм Спаса на водах, ведь город моряков же.
Продолжение следует...