Когда-то давно мне в память запала фраза экскурсовода по Симферополю о том, что в его центре есть место, где расположено большинство молельных домов разных религиозных конфессий.
Первым таким сооружением является мусульманская мечеть Кебир-Джами, расположенная между улицами Курчатова и Володарского. Эта уникальная мечеть является самым старым зданием города. Она построена в 1508 году. Правда, ее несколько раз перестраивали.
Именно эта часть современного Симферополя когда-то была маленьким татарским городком Ак-Мечеть. Около Ак-Мечети по решению Григория Потемкина начали строить новый губернский город.
До сих пор мечеть Кебир-Джами является главным мусульманским центром в Крыму. Но в Симферополе, в районе Марьино строится еще одна, новая главная мечеть Крыма, которая должна открыться в скором времени.
В центре города, совсем недалеко от мечети, расположены и православные соборы и храмы. Это Свято-Троицкий Собор, в котором служил святитель Лука и в котором теперь хранятся его мощи.
На территории Свято-Троицкого Собора есть музей святого Луки.
К сожалению, не удалось снять Собор полностью из-за близкого расстояния. Это чуть ли не единственный Собор, который в советские времена был действующим.
Недалеко от Свято-Троицкого Собора на улице Петропавловской (Октябрьской) находится Кафедральный Петро-Павловский Собор.
Этому собору повезло меньше, в советские времена в нем размещалась база укроптбакалеи, где хранились бакалейные товары.
После возвращения Петро - Павловского Собора православной церкви, он был полностью восстановлен.
На мраморной табличке слева от входа в храм сделана памятная надпись о том, что в этом храме служил священномученик протоиерей Николай Дмитриевич Мезенцев, расстрелянный 14 февраля 1938 года.
Справа от центрального входа размещена еще одна табличка с надписью о том, что в этом храме с 1921 по 1923 годы служил протоиерей Александр Михайлович Зверев, (священномученик Сергий, Архиепископ Елецкий), расстрелянный 20 ноября 1937 года. Оба были в 2000 году причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Тыльная сторона храма выходит на улицу Кавказскую, а через дорогу находится часовня святого Луки.
Еще один храм святых Равноапостольных Константина и Елены находится на той же Петропавловской улице (Октябрьской).
Это совсем небольшой храм, но знаменит он тем, что это был первый православный храм в Симферополе. Именно здесь 26 мая 1787 года совершила обеденную молитву Всероссийская Императрица Екатерина Вторая. Об этом гласит памятная табличка слева от входа в храм.
В настоящее время этот взорванный в тридцатые годы Александро-Невский Собор восстанавливается, нижний храм уже является действующим. В верхнем храме ведутся отделочные работы.
Это место я сфотографировала, потому что здесь, между торговыми комплексами Океан и Виалаки находилась Синагога, которую снесли, чтобы построить эти здания.
Сейчас она расположена на улице Краснознаменной, по внешнему виду это обычный жилой дом.
Если бы не табличка, на которой написано, что это Центральная Синагога Симферополя, догадаться об этом было бы сложно.
Еще одно культовое заведение, расположенное в этом районе - Караимская Кенаса находится на улице Караимской, ранее улице Пархоменко. Кенаса — это храм, духовный и культурный центр караимов.
Здание построено в конце 19 века (1891-1896 г.г.) и является памятником архитектуры.
В советские времена в этом здании располагался Дом радио. За эти годы оно сильно обветшало. Сейчас, с возвратом караимской диаспоре в 2014 году, здание приобрело совсем другой вид, по крайней мере, снаружи.
Обойдя места культовых заведений Симферополя, расположенных в одном районе, я убедилась в том, что, действительно, на относительно небольшой площади города мирно сосуществуют культовые сооружения разных конфессий.
Редкие из них, как Свято-Троицкий Собор, были действующими и не прерывали свою деятельность в течение всех лет советской власти. Большинство же были отобраны у прихожан и если не разрушались, как Александро-Невский Собор и Синагога, то использовались совершенно по другому назначению.
Но все вернулось на круги своя и, слава Богу, что все эти культовые заведения являются действующими и не пустующими, что каждый из нас имеет выбор - верить или нет, посещать или нет, к какой конфессии относиться и в какого Бога верить.