Сегодня «Живопись» хотела бы коротко поговорить с Вами о художниках батального жанра. Точнее: узнать Ваше мнение о том, какая из приведённых ниже картин отечественных классиков кажется Вам наиболее интересной.
Какая из них сильнее прочих приковывает к себе внимание, находит отклик в сердце и даёт пищу для размышлений? Исходя из Ваших ответов мы будем корректировать план выпуска статей в наступившем 2020-м году. Но ещё интереснее будет сравнить Ваши предпочтения с предпочтениями авторов, которые оказались весьма различными. Заранее благодарны за Ваши отзывы и комментарии!
Благодаря этой потрясающей работе Михаил Иванович Авилов навсегда вошёл в историю отечественного живописного искусства. Бесподобная энергетика, высочайший накал драматизма и глубочайший символизм, которыми наполнено данное произведение, соседствуют с простотой композиции и предельной ясностью сюжета. Великий подвиг простого человека — мотив, понятный и близкий нашим соотечественникам в контексте любой эпохи.
Эта картина — прекрасный ответ критиканствующим экспертам, которые второй век подряд утверждают, что кроме моря Иван Константинович Айвазовский и рисовать-то ничего толком не умел.
Стихии бегущих волн и беглого огня дополняют друг-друга, создавая особое настроение этого батального полотна. Пороховой дым сливается с белыми облаками, и нет уверенности в том, где заканчиваются клубы первого и начинаются границы вторых. Резкий крен, вьющийся стяг, тени и отблески на гребнях волн, играющих обломками мачты, «сломанный» строй кораблей, сошедшихся в битве. А над всей этой круговертью схватки — бескрайнее, бесстрастное небо, словно толстовская метафора.
Уж близок рассвет, и мрак жмётся к горизонту, уступая лучам восходящего Солнца. Символа скорой победы. Мчащийся во весь опор богатырский конь и сам напоминает косматый клубок ночного мрака, но дикий взор и напряжение мышц скакуна — лишь отражение гневной решимости всадника. Внимательный и чуть хмурый взгляд вопрошает: где же тот враг, что посмел бросить ему вызов? Заступит ли дорогу, даст ли честный бой? Картина написана гениальным Виктором Михайловичем Васнецовым в 1914 году и в полной мере отображает грозную атмосферу, воцарившуюся в империи с началом Первой Мировой. Настроение великого народа, поднимающегося на лихое ратное дело.
Картина Александра Александровича Дейнеки — память, картина — быль. Безусловно, одно из лучших посвящений героизму и жертвенности защитников Отечества, грудью вставших на пути объединённых фашистских сил Европы, возглавляемых нацистской Германией. Сильная и чрезвычайно жесткая в своей бескомпромиссности работа, которая в контексте нашего с Вами неспокойного времени становится едва ли не пророчеством, обретя дополнительные оттенки смысла.
Эта картина Василия Ивановича Сурикова —- не о сражениях или походах. Она — о решимости одного великого человека, в которого безоглядно верят и за которым без сомнения следуют тысячи. Обратите внимание, дорогой читатель: перед самым спуском, на краю обрыва, на лицах солдат читаются смятение или-как минимум — тревога. Однако, поравнявшись с великим Суворовым и встретившись с ним взглядом, каждый «чудо-богатырь» мгновенно преображается, отбрасывая страх и обретая твёрдую решимость. Вера в счастливую звезду непобедимого полководца торжествует в тот миг, когда у бойцов нет и лишней доли секунды на раздумья. Перед нами —очередная блестящая победа Александра Васильевича, причём на сей раз — без единого выстрела.
Исходно задуманная Василием Васильевичем Верещагиным как «торжество Тамерлана», по мере написания эта картина обретала всё более широкий контекст, «обрастая» новыми и новыми отсылками. В итоге перед нами предстаёт прямо-таки библейского масштаба (и такой же степени метафоричности) живописное полотно, «говорящее» со зрителем любой культурной, социальной и теистической принадлежности на самом универсальном языке из всех возможных.
Написанная в 1871 году, она — увы! — актуальна и ныне. Сама идея вооруженного конфликта как метода достижения чьих бы то ни было целей посредством массового уничтожения людей нивелируется подчистую, стоит лишь взглянуть на этот жуткий курган из черепов. На зиккурат, созданный бессмысленным насилием, после «строительства» которого вокруг остаются лишь пустыня да руины. Художник, на наш скромный взгляд, совершенно прав: какова бы не была цель завоевателя — она никогда не будет оправдана такими средствами.
Да, дорогой читатель, мы понимаем, что данное живописное произведение не есть баталистика и просим прощения за эту вольность. И всё-таки мы не могли не поместить этот шедевр Верещагина в заключительной части сегодняшней статьи.
🎯 Если вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт! Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи! Предлагаем для обсуждения статьи: