Другие публикации этой серии:
ГОРОД БОГОВ У ПОДНОЖИЯ ОЛИМПА. часть вторая.
Верховное божество древней Греции называлось Зевс, так же его звали Диос или Дий, некоторые утверждают, что у этого имени индоевропейские корни и означает оно «светлое небо». Для божества грома и молнии это немного странно, как мне кажется.
Зевс, царь богов, покровительствовал царям земным, многие из которых считали его своим далеким предком. Еще он был покровителем закона и порядка, и, как следствие, всяческой власти. Поэтому, когда македонским владыкам понадобился символ их права на власть, они не стали мелочиться и избрали таковым именно Зевса.
Другим таким символом стал общегреческий герой Геракл, тем более что был он сыном Зевса и предком македонских царей. Заодно доказывалось и греческое происхождение правителей Македонии, с чем греки были, почему то не согласны. В VI в. до н.э. Демосфен, выступая со своими «филиппиками», прямо называл македонского царя Филиппа II «варваром». Сами македонцы считали себя потомками дорийцев, когда то захвативших всю Грецию. Македонские цари, согласно официальной македонской версии, происходили из рода правителей города Аргос, на полуострове Пелопоннес.
Но, надо было громко заявить о себе, так, чтобы вся Греция услышала. И, как только появилась такая материальная возможность, в IV в. до н.э., один из македонских правителей основал новый город. Этим, Архелай, именно так звали этого энергичного царя, сразу же решал несколько задач. Дион, находился на месте древнего святилища Зевса, основанного прародителем македонцев, сыном Зевса, Македоном. Так что со святостью у нового города было все хорошо.
Город был весьма удачно расположен на реке Геликон, точнее на той ее части, которую называли Бафир. Об этой реке существует легенда, что когда вакханки, спутницы Диониса, убили божественного певца Орфея, они пришли вымыть окровавленные руки к Геликону. Но река ушла от них под землю, и вышла на поверхность только через несколько километров, недалеко от Диона, там ее называли уже Бафиром.
Река, в этой части была тогда судоходна, через 1,5 километра, находилось море. То есть царь Архелай создавал не только город у святилища, он построил порт, которых тогда не хватало в Македонии. К тому же, город был хорошо укреплен, правитель Архелай прославился созданием целого ряда укрепленных городов, опираясь на которые, он усилил свою власть. Город контролировал проход из Фессалии в Македонию и дорогу, ведущую вниз через проход северо-западнее горы Олимп.
Диону была отведена роль не только торгового города и военной твердыни, он должен был стать культурным центром всей Македонии и связующим звеном с остальной Грецией. Для выполнения этой задачи Архелай приглашает из Эллады архитекторов и музыкантов, писателей и поэтов, врачей и философов. Среди них были, драматург Эврипид и историк Фукидид, архитектор и художник Зевксид, поэты Хэрия и Павсаний, кифарист Тимофей. Приглашал к себе Архелай и таких знаменитостей, как Платон и Сократ, правда, они не поехали.
Эврипид в Македонии написал трагедии «Архелай», «Вакханки», «Ифигения в Авлиде». Трагедия, «Архелай» была посвящена образу идеального властелина и ее название совсем неслучайно совпадало с именем главного спонсора последних лет жизни великого драматурга. Присутствие общегреческих знаменитостей, не могло не привлекать внимание к Македонии и к ее царю.
Чтобы еще сильнее подчеркнуть значение нового города, как общегреческой святыни, Архелай устраивает ежегодные спортивные состязания и театральные представления. Иногда этот девятидневный праздник называют «Македонской Олимпиадой», он был посвящен Зевсу, Гераклу и Музам. В эти дни оживлялась жизнь города, усиливалась торговля, принося сказочные барыши купцам, и со всех сторон света стекался народ, число жителей города увеличивалось в несколько раз. Разумеется, всех не пускали за стены, основное действие праздника происходило за пределами города, у его стен. Там находились храмы, посвященные богам, театр и арена для состязаний, для ночлега гостей было отведено место и поставлены палатки.
На одной из таких «ярмарок» юный Александр Македонский укротил дикого жеребца, по имени Буцефал. Буцефал означает «быкоголовый», почему, как водится, никто точно не знает. То ли голова была необычной формы, то ли тавро в виде бычьей головы, то ли пятно такое на лбу у коня, некоторые, на «полном серьезе», обсуждают наличие рогов у коня. Не известно точно и о самом факте укрощения, возможно, это не более чем легенда. Но любимый конь Буцефал у Александра Великого был, в его честь даже был построен город, который так и назывался: Буцефала, он был основан великим завоевателем в 326 г. до н.э., сейчас это пакистанский Джалапур.
Десятью годами ранее, в 346 г. до н.э. здесь, в святилищах Диона, Филипп II Македонский приносил богам обильные жертвы, в благодарность за заключение Филократова мира и победу Македонии в войне 357—346г. до н. э., которую современные историки называют Афино-македонской войной. Результатом войны стал переход трона царей Македонии к Филиппу и подчинение всей Македонии и части Халкидики его власти. С этого момента Македония становится самой авторитетной военной силой Греции, в грядущих войнах уже никто не сможет ей противостоять. Филиппу было, за что благодарить богов!
В дальнейшем роль Диона, как центрального святилища Македонии только повышается. Победоносные войны поднимают авторитет Македонии среди греков и в храмы Диона устремляются паломники из других областей Эллады. Часть военной добычи Филипп жертвует храмам, они становятся богаче, строятся новые культовые здания.
Сменивший Филиппа Александр, продолжает дело отца. Молодой царь разгромил, возникшие в Греции выступления сепаратистов и «железной рукой» правил Элладой. Для объединения греков в единое государство, кроме военной силы нужна общая идея и общий враг. Александр продолжает подготовку к общегреческому походу на Персию, задуманному еще его отцом.
В самом начале весны 334 г. до н. э. армия была собрана у города, в Дионе, который стал теперь одним из главных религиозных центров всей Греции, в честь Зевса, которого Александр, подобно героям древности, считает своим настоящим отцом, проходят пышные празднества. Храмы получают богатые дары, проводятся спортивные состязания, артистические выступления и пышные пиршества, на которые приглашены наиболее важные участники похода.
В дальнейшем, Александр Великий не забудет про Дион. Он вполне искренне считает свои успехи следствием покровительства своего небесного отца. И в город посвященный Зевсу, отправляются богатые дары, храмы наполняются трофеями покоренной Персии, Египта, Финикии, Бактрии, Согдианы, Индии. Строятся еще более роскошные храмы и памятники.
В Дионе был установлен памятник двадцати пяти гетайрам, погибшим в битве при Гранике в 334 г. до н.э. Гетайры были не только конной дружиной царя, они были его постоянными спутниками, друзьями, собутыльниками. Не зря гетайр в переводе с греческого означает «товарищ». Из них, кстати, назначались правители областей и военноначальники. Ближайший их аналог, в новейшей истории, наверное, кавалергарды. Именно удар тяжелой конницы гетайров, вместе с натиском фаланги тяжелой пехоты, приносил македонцам победу за победой.
Медные статуи были выполнены одним из лучших скульпторов того времени Лисиппом, который даже придал им портретное сходство. Впрочем, это опять легенды, до нашего времени скульптуры «не дожили», по слухам, были похищены римлянами.
Впереди Македонию ожидают тяжелые испытания, отразятся они и на судьбе Города Богов Диона.
Другие публикации этой серии:
ГОРОД БОГОВ У ПОДНОЖИЯ ОЛИМПА. часть вторая.