Жизнь Алексея Мокроусова похожа на череду смертельно опасных приключений или аттракцион "Русские горки". Судьба его бросала вверх и вниз, швыряла из стороны в сторону, устраивала невообразимые виражи и мертвые петли. В доисторические времена он, наверное, стал бы вождем племени, в Римской Империи – отважным центурионом, в Средние века – пиратом или инквизитором, в революционной Франции – фанатичным головорубом.
Но он появился на свет в июне 1887 года, в поселке Проныри Курской губернии в многодетной крестьянской семье под именем Фома Матвеевич. Доля крестьянина, вечно живущего впроголодь, Фому не прельщала, и в 1904 году молодой парень подался на Донбасс в Макеевку, где стал батрачить рубщиком угля на шахте.
Первые шаги в поиске истины
По собственным воспоминаниям, весь его досуг между изнурительной работой составляла водка и драки, в которых Фома прослыл одним из первых бойцов города. Звучит иронично, но именно водка привела к крутому повороту в жизни молодого шахтера. Однажды пьяный помещик попал водочной бутылкой в голову Фоме, а тот в ответ недолго думая жестоко избил обидчика, за что был вскоре арестован.
В камере он познакомился с анархистом Петровым-Велюйским, который навсегда изменил взгляд Мокроусова на жизнь, на несправедливое устройство российского общества, на важность борьбы с угнетателями. Из тюрьмы Мокроусов вышел непримиримым революционером и сторонником диктатуры пролетариата.
Это был человек действия, его желания и слова редко расходились с делом. Поэтому, когда разразилась революция 1905 года, он ринулся в нее с головой, став командиром боевой дружины анархистов. За бунтарство и вольнодумство был уволен начальством шахты, неутомимо пропагандировал революционные идеи, кормился случайными заработками.
В 1908 году попал на службу в Балтийский флот, где по-настоящему раскрыл талант пропагандиста. В 1912 году над ним нависла опасность ареста и ссылки за революционную деятельность. Друзья по подполью сделали ему документы на имя Алексея Васильевича Савина и помогли сбежать в Финляндию. Это имя и отчество он сохранил до самой смерти.
Человек мира и революционер
Для Мокроусова, кажется, не существовало границ. За пять лет, проведенных за границей, он побывал в Финляндии, Швеции, Дании, Англии, Чили, Аргентине, Австралии, Японии, Китае. Ходил на разных судах, был матросом и китобоем. К 1917 году в России начались фундаментальные изменения, отгремела февральская революция, большевики рвались к власти. Конечно, Алексей Васильевич не мог оставаться в стороне.
В августе 1917 года он вернулся на Родину. В октябре активно участвовал в Октябрьском перевороте, отряд балтийских матросов под командой Мокроусова захватил Петроградское телеграфное агентство. В конце 1917 года деятельного революционера отправили подавлять контрреволюцию в Крыму. Здесь Алексей Васильевич проявил черты своего крутого характера. Он без особых сантиментов и жалости расстреливал белых офицеров и "буржуев", воплощал в реальность идеи красного террора.
Однако созданный им "Первый черноморский революционный отряд" занимался не только карательными операциями, напротив, он сражался с немцами, белыми и украинскими гайдамаками под Ростовом, Новочеркасском, Полтавой. Весной, когда 1918 года немцы выбили соединения Красной Армии из Крыма, Мокроусов стал руководить левым флангом Доно-Кубанского фронта.
В сентябре 1918 года получил Алексей Васильевич тяжелейшее ранение. В строй вернулся лишь в июне 1919 года, командовал стрелковыми бригадами, под его началом находился весь Южный участок фронта, за боевые успехи и личную храбрость, проявленную на полях Гражданской войны, получил орден Красного Знамени.
Первый партизанский опыт
В апреле 1920 года Крымом овладела армия Врангеля. Партия поручила Мокроусову ответственное и сложное задание – объединить разрозненные красные партизанские отряды, действующие в крымских горах. И он прекрасно справился с задачей, создал единый штаб партизанского движения, которое в течение нескольких месяцев не давало покоя врангелевцам.
Отряды под командованием Мокроусова устраивали лихие и внезапные операции по всему Крыму. Взорвали склад боеприпасов в Джанкое и угольные копи в селе Бушуй, дерзким наскоком захватили Судак и тамошние склады, во время штурма Перекопа помогли Красной Армии, ударив в тыл белых и перерезав Феодосия – Симферополь, отчистили от белогвардейцев Карасубазар, ныне Белогорск.
От Колымы до Испании
После Гражданской войны Алексей Васильевич занимался административной и хозяйственной работой, организовывая мирную жизнь в ставшем ему вторым домом Крыму. Но, видимо, тяга к приключениям не позволяла ему слишком долго оставаться на одном месте.
В 1933-1934 годах Мокроусов руководил Колымской экспедицией, которая на оленьих и собачьих упряжках исследовала Восточную Сибирь в поисках мест, пригодных для строительства аэродромов. В 1936 году судьба бросила Алексея Васильевича на противоположный край Евразии, он оказался в качестве военного советника в Испании, охваченной гражданской войной.
Великая отечественная война
К осени 1941 года советскому командованию было ясно, что удержать Крым не получится. Потребовался человек, способный организовать и руководить партизанским движением на оккупированном полуострове. В начале сентября Мокроусова назначили командиром общего партизанского штаба.
Александру Васильевичу очень пригодились отменное знание местности и партизанский опыт, приобретенный в 1920 году. Под его командованием находилось 29 отрядов, которые несмотря на дезертирство местных татар и расхищенные продовольственные базы, уже с октября 1941 года начали доставлять оккупантам множество хлопот.
Кроме того, в лесах Крыма появились партизанские группы из бойцов и офицеров регулярной армии, разбитой немцами и румынами. Мокроусов хотел, чтобы они действами заодно с его отрядами, но в неразберихе первых военных месяцев единоначалие достигалось с трудом, начались конфликты с армейскими офицерами.
Он привык управлять вверенными ему соединениями железной рукой и добивался дисциплины любыми средствами. Александр Васильевич избивал провинившихся подчиненных и приказывал расстреливать армейских офицеров, не желавших выполнять его приказы. За бессудные расстрелы, рукоприкладство и просчеты в руководстве командира крымских партизан отстранили от должности и летом 1942 года перевезли на Кавказ для разбирательств.
Но, видимо, вину Мокроусова не посчитали слишком тяжкой или он был очень ценным кадром, с августа 1943 года Алексей Васильевич снова оказался на фронте, командовал 66-м гвардейским стрелковым полком, участвовал в освобождении Крыма, прошел с полком Румынию, Болгарию, Югославию и закончил войну в звании полковника. С воинской ушел уходит в 1946 году.
Поселился в Симферополе, руководил работой Крымской ТЭЦ, затем был директором экскурсионного бюро. Умер Алексей Васильевич осенью 1959 году в возрасте 72 лет. Несколько тысяч горожан пришли проводить в последний путь этого флибустьера революции, искателя приключений и прирожденного воина. Мокроусова похоронили на симферопольском Братском кладбище рядом с другими партизанами, солдатами и подпольщиками периода ВОВ.