Найти тему

История русской поэзии путешествий

Оглавление

Сергей Дмитриев: от автора

Сергей Дмитриев
Сергей Дмитриев

Как я стал поэтом-путешественником, или Почему появился проект «Поэтические места России»?

«Мы родом из детства, далёкого детства, из вечно прекрасной страны», — и как я рад, что мне посчастливилось родиться в городе, который по праву величают Великим. Именно здесь я ощутил дыхание русских просторов и связь с историей своего Отечества, именно здесь я впитал в себя энергию родной земли. Родившись в 1959 году и прожив в Новгороде 18 лет, я ещё застал то время, когда мы, сумасбродные мальчишки с улицы Волкова, могли беспрепятственно бегать по всем кремлёвским стенам, спускаться в башни и находить там суровые приметы ушедшей войны, забираться на Звонницу и засматриваться оттуда на возвышенный ритуал слияния, который веками демонстрируют Волхов и Ильмень.

В ту пору мы могли меняться бронзовыми крестами и маленькими иконками, не понимая ещё их ценности, бегать в разные концы города и с удивлением наблюдать за проводившимися там раскопками. Не потому ли я позднее поступил на истфак Новгородского пединститута, где проучился всего лишь год, и во многом связал свою жизнь с историей, написав впоследствии десятки статей и книг, защитив диссертацию и став издателем, прежде всего, исторической литературы.

В 1977 году моего отца перевели на работу в Москву, и мне пришлось расстаться с родным городом. Но любовь к нему со временем никак не угасала, а, наоборот, давала о себе знать всё чаще, пока я не обратился к теме Новгорода в своих стихах, которые я начал писать под впечатлением перемен в моей жизни уже в Москве весной 1979 года. Вот как я писал о своих новгородских истоках:

Я у истоков истинной Руси
Родился, сам того не зная,
И лишь теперь я постигаю,
Что жизнь мне в новгородском крае
Мой ангел не напрасно испросил.

Впитал я северных просторов
Никем не мереный размах
И смысл, таящийся в снегах,
И блеск на древних куполах,
И стойкость крепких поозёров.

Я в Ильмень с Волховом седым
Не раз восторженно вливался,
Когда с ребятами купался
Там, где когда-то появлялся
Отечества первичный дым.

Прошли века, но я такой,
Какими были наши предки.
Тысячелетья нового отметки
Лишь подтверждают старые заметки,
Что новгородец я душой.

Весьма показательно, что многие мои стихи о родном городе были написаны не во время поездок в сам Новгород, а во время странствий по миру — в Австрии, в Индии, в Африке... Контуры воспоминаний детства всегда становятся более чёткими, когда ты удаляешься от родных мест... И так было угодно судьбе, что, проработав долгое время в издательстве «Молодая гвардия», я уже более 27 лет тружусь в издательстве с символичным именем «Вече». Что это как не удивительный подарок судьбы? Новгородское «Вече» в издательской Москве! И это имя наше издательство оправдывало неоднократно, выпуская труды по русской истории и произведения отечественных классиков.

Великий Новгород
Великий Новгород

А как живописен Новгород и его окрестности! Понять это можно, пожалуй, только приехав сюда из монотонно-безликих городов и бродя с фотоаппаратом по Кремлю, берегам Волхова и Ильменя, ощущая рядом соседство столетий. Мое увлечение фотографией вместе с поэтическими опытами дали мне возможность по-новому увидеть, казалось бы, знакомый город. Мы часто говорим о спасительной национальной идее, а она спокойно и не навязчиво хранится в наших родным местах, в величественных памятниках древней культуры и в сохраненных традициях прошлых эпох.

Я абсолютно уверен, что моя страсть к путешествиям по родной земле и миру уходит корнями в мое новгородское детство, которое подарило мне причастность к великой истории, огромной стране и народам, ее населяющим. Только этой страстью я могу объяснить, что за прошедшие, активные с точки зрения путешествий, почти 30 лет жизни мне оказалось по силам не просто посетить более 75 стран и около 150 разнообразных мест России, но и воспеть эти странствия в своих стихах и фоторепортажах. Удивительно, но новгородский мальчишка из 60–70 гг. прошлого века, конечно, не мог даже и представить себе, что такое будет возможно, что мир когда-то просто распахнется перед ним и своими гранями вызовет прилив поэтического творчества.

В жизни очень многие важные вещи случаются как будто бы случайно, мимоходом, и только потом понимаешь, какое значение они имели на перекрёстках жизненных дорог.

В 2002 году я отправился с друзьями из Новосибирска на Алтай, и 8 дней, проведенные в этом путешествии, не только потрясли меня увиденным, но и подарили особый настрой на долгие годы. Во-первых, я впервые в жизни написал в дороге целый цикл стихотворений, посвященных красотам и дыханию заповедного края, хотя ранее не понарошку увлекался стихами, а во-вторых, имея под рукой лишь самую скромную «мыльницу», даже с ее помощью начал снимать потрясающие виды алтайской земли. Так я впервые открыл для себя новый жанр, соединяющий стихи и фотографии, который я назвал фотостихами.

Фотостихи Сергея Дмитриева из альбома «На Святом Афоне»
Фотостихи Сергея Дмитриева из альбома «На Святом Афоне»

Далее последовала многолетняя череда моих путешествий по России и миру с камерой и рифмой, в которых я продолжал соединять воедино две Музы — поэзию и светопись. Итогом этих поисков стали, помимо фотовыставок, посвященных России, Намибию, Ирану, дорогам Грибоедова, мои книги-альбомы, в которых фотостихи сливались с историей: «По русским далям и просторам» (М., 2006), «По свету с камерой и рифмой. 100 удивительных и заповедных мест мира» (М., 2009). «На Святом Афоне. Стихи русского паломника» (М., 2013), «Персидские напевы. От Грибоедова и Пушкина до Есенина и XXI века» (М., 2014), а также появившиеся позднее сборники стихотворений, в которых находили отражения мои странствия: «Я жизнь за всё благодарю...», «Любовь земная и небесная», «Молитвы русского поэта» (М., 2018)

Перефразируя Пушкина, я тоже мог бы сказать:

Не зря извилистой тропой
Я пересёк пустыню мира,
Недаром камера и лира
Мне были вверены судьбой.

Но вот что важно: увлекшись своими фотопоэтическими путешествиями по России и миру, я стал перед каждой очередной поездкой искать в качестве образцов поэтического вдохновения те стихи русских поэтов, которые уже посвящались тем или иным местам, и постепенно выявились следующие обстоятельства.

Во-первых, до сих пор в нашей стране никто не собрал и не подготовил хотя бы краткой, я уже не говорю о всеобъемлющей, антологии произведений поэтов-путешественников, и поэтому поиск любых «геоточек» русской поэзии представляется и сегодня довольно трудным занятием.

Во-вторых, выяснилось, что отражение в русской поэзии тех или иных мест родной земли и зарубежных стран происходило и происходит совершенно неравномерно и почти случайным образом: первенство здесь, конечно, держат столицы России, которым посвящали и посвящают стихи сотни поэтов, затем следуют самые известные места страны, например, крупнейшие города, Золотое кольцо, Байкал, река Волга. А вот многие территории, города и поселения, памятные и заповедные места, например, Алтай, Якутия, Сахалин и Камчатка, северные или сибирские города, лишь изредка удостаивались внимания поэтов. Конечно, это напрямую связано с тем, насколько часто и куда именно путешествовали и путешествуют поэты, которым проще посетить, к слову, Москву и Суздаль, чем отправиться в дальнее странствие на край огромной страны.

В третьих, стало совершенно ясно, что в различные эпохи поэты по-разному и путешествовали, и писали стихи о путешествиях, и воспринимали страну, в которой они жили. А отсюда вытекала задача внимательно и подробно изучить историю русской поэзии путешествий, начиная с ее истоков, на протяжении почти трех веков.

Таким образом, и мои личные впечатления и опыты, и первичное обращение к примерам поэтических творений русских поэтов-путешественников в прошлом, показали насущность и возможность создания проекта «Поэтические места России», который неспешно начал обретать те очертания, которые он получил в итоге в представляемом вниманию пользователей проекте.

А теперь попробуем совершить краткий экскурс в мир русской поэзии путешествий, делая следующие остановки: XVIII век, XIX век, Серебряный век, Советский период и Современная Россия, задерживаясь по ходу дела с особенной тщательностью на отдельных, самых значимых фигурах русской поэзии.

Продолжение следует...