Найти в Дзене
Слово у Бога

Рассуждение о законе и благодати, из послания к Галатам святого Апостола Павла

Зачем Апостол Павел рассказывает ученикам, как обличил Петра в том, что он не прямо поступал по истине, когда пришли некоторые ревнители закона от Иакова, и Петр стал таиться и уклонятся от трапезы с необрезанными язычниками, опасаясь пришедших обрезанных иудеев? Не просто так говорил об этом Апостол Павел своим ученикам, не для того чтобы осудить и унизить Апостола Петра, но чтобы донести своим духовным детям о том, что они умерли для закона "Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу" говорит он. Ведь если они опять стали бы служителями закона, то сразу же подпали под власть закона и оказались бы во грехе, хотя бы и искали оправдания во Христе. Ведь законом не оправдываются, законом познается грех, а получая оправдание по благодати верой во Христа, но поработив себя закону, они как бы делали Христа служителем греха, Павел говорит на это, что невозможно будучи под законом быть в то же время над законом, нельзя стать вместе служителем плоти и духа. Ведь поставляя себя под закон, исполняя его заповеди, например: "не прелюбодействуй" человек не искореняет грех внутри себя, помыслы рождающие похоть остаются, а надеясь оправдаться через Христа благодатью, он как бы ожидает, что Христос Господь оправдает внутренние невидимые грехи не делами веры и покаянием, а видимым исполнением заповедей закона, поэтому Павел говорит: "Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак" (Гал. 2,17) Если мы умерщвляем плоть для греха, тогда блуд плотской не имеет власти над нами, потому что плоть наша мертва для блуда, но там, в сердце мы вступаем в борьбу с блудными помыслами не позволяя родиться похоти в членах нашего смертного тела, умерщвляем их Божьим Словом, этим мечем духовным еще младенцами, очищая прежде внутреннее, чтобы внешнее было чисто.

И вот, Павел говорит: "Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?" (Гал. 3,2-3) Благодать Святого Духа подается не за дела закона, и вообще не за какие-либо дела, да и что представляют из себя эти дела закона? Стоит разобраться. Заповедь закона говорит: «не укради» разве это дело? Нет, не украсть - это как раз бездействие, или запрет на действие, как и не прелюбодействовать, не убивать и т.д. Ведь дело в заповеди закона находится под запретом самого закона, а если оно совершается, то есть человек вопреки запрету все же совершает кражу, прелюбодеяния или убийство, тогда этим делом закона познается грех. Так, если например украл, совершив дело закона, находящееся под запретом заповеди, то стал преступником, преступив заповедь «не укради». А если не убил или не прелюбодействовал, то не имеешь дел оправдания, но бездействием остаешься жив, но как только совершишь дела закона, так сразу получаешь обличение в грехе через плоть. Но дар благодати происходит не от дел закона и не от бездействия в его делах, но от веры «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим 11,6) Если мы исполнили предписанное законом, оправдались ли перед Богом и заслужили ли от Него в дар Святого Духа? Нет, потому что воздаяние исполнившему закон вменяется не по милости как благое даяние или дар от Бога, но по долгу (Рим. 4,4) Если мы совершили дело подпадающее под заповедь закона и нарушающее (преступающее) ее, то стали преступниками заповеди данной Богом, это значит, что будучи в завете с Богом через своих отцов, мы преступили клятву данную Господу (Исх. 24,7-8) Вот так мы познаем свои грехи, пребывающие глубоко в сердце, познаем плотью через закон и умираем. Закон не оправдывает, но обвиняет, не милует, но воздает по долгу. Ведь Бог милует и дает даром не за какие-то заслуги от дел закона, но вне зависимости от этих дел дает нам благое - Духа Своего по делам веры. Так и дела веры производит Бог в человеке по его вере, ведь сначала Богом в человеке обретается воля, чтобы поверить Богу, в виде понуждения, следом же Господь дарует человеку саму веру через дело, совершаемое по этой самой вере, ибо все дела в человеке творит Господь.

Апостол объясняет, что все верующие есть сыны Авраама, а не те, которые родились от него по плоти, не к плотским детям Авраама обращено обетование Божие, а к духовным чадам, верующим во Христа «Итак верующие благословляются с верным Авраамом» (Гал. 3,9) А все утверждающиеся законом, надеющиеся получить оправдание от исполнения заповедей закона, находятся под его клятвой «Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3,10). Исполнять же все предписанное законом никому невозможно, ибо не было никого, кто бы мог исполнить весь закон пока не пришел Христос «Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону...»(Ин. 7,19), Он единственный, кто исполнил весь закон «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5,17) Ведь истинное исполнение закона заключается не только в плотском или видимом его исполнении, например, воздержании от убийств, блуда или воровства, но и внутреннем невидимом духовном делании, как недопущении даже в своих помыслах гнева на ближних, каких либо плотских вожделений или зависти. Закон духовен, а мы плотские, то есть живем преимущественно плотью (Рим. 7,14-25), поэтому все наше делание в исполнении заповедей закона сводится к плоти, в которой действует иной закон – закон греха, заключающийся в противлении заповедям Закона Божьего. Так, плоть наша всегда желает противного духу (Гал. 5,16), ибо закон Духа говорит к духу, и духом ко всему человеку: «не прелюбодействуй», как телом, так и в сердце своем, плоть же склоняет нас смотреть с вожделением и похотствовать, говоря как бы: «буду прелюбодействовать» Поэтому в нашей плоти – этом теле смерти, которая представляет собой не просто тело, но плотскую душу, плоть и кровь, действует закон противления, как бы противоборствуя нашему уму, и постоянно склоняя всего человека к противлению, ведь мы находим в своем разуме желание добра, и где-то в глубине души услаждение в Законе Божьем. Признаем так же, что Закон добр, ибо всякий человек признает за благо пребывать в мире с другими людьми, всякий понимает, что убивать, обманывать и воровать не есть благо, и поэтому, признает Закон, запрещающий всякое зло – добрым. Другое дело, что многие оправдывают самих себя в злых делах, делаясь как бы невиновными, этот вопрос относится к совести. Всякий разумный человек непременно находит удовольствие в Законе, чтобы пребывать ему пред всеми хорошим и высоконравственным, а не преступником в тюрьме. Но в плоти нашей мы находим противление нашему разуму, ведь все дурные поступки совершаются человеком вопреки его разуму, противящемуся злым делам, и желающему быть добрым и порядочным. Поэтому, когда мы желаем доброго, прилежит нам злое (Рим. 7,14-25)

Но закон духа и жизни во Христе Иисусе возводит нас над законом, делая плоть нашу мертвой для греха. Когда мы обращаемся к духу, и на духовном уровне вступаем в борьбу со грехом, в самых начатках помыслов пресекаем их, как бы убивая этих младенцев о камень крепкий и драгоценный, который есть Христос, тогда плоть наша бездействует ибо нет ей уже работы воплощать и обличать нас во грехе, потому что этот грех будет уничтожен еще в младенчестве, как бы в самом зачатке злого помысла.