В конце января 2020 г. развернулось обсуждение по справедливости разграничения морского пространства в Беринговом море между Россией и США, отказу от выполнения советско-американского «соглашения Шеварднадзе — Бейкера», согласованию и принятию нового договора регулирующего этот вопрос.
Информация о том, что Шеварднадзе отдал американцам огромные территории Берингова моря ходила со времени подписания договора. А произошло это в 1990 г. ещё при советском союзе.
Соглашение было подписано 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе и госсекретарём США Джеймсом Бейкером. Причём Шеварднадзе, имея хорошие личные отношения с Бейкером, практически единолично подготовил это соглашение и перед подписанием согласовал его только с Горбачёвым. Ни с правительством, ни с Верховным Советом, согласований не проводилось.
Как же мы докатились до жизни такой?
Первым шагом к этому было продажа (уступка) Россией США Аляски и Алеутских островов, произошедшая в 1867 году. Была заключена русско-американская конвенция, которая перечисляла все территории, которые отходили США.
В северной части Берингова моря Россию и Аляску разделяет Берингов пролив шириной 86 км. В этом месте 200-мильные исключительные экономические зоны между нашими странами накладываются. По международным законам граница разграничения межу государствами в таких местах проходит по рочком равноотстоящим от крайних точек береговой линии этих государств. В центральной части Берингова пролива расположении острова Диомид. Один из которых остров Ратманова принадлежит России, Другой остров Крузенштерна принадлежит США. Соответственно граница и зона разграничения проходит по середине пролива между этими островами. В этом с момента передачи Аляски от России к США не было разногласий.
Второй существенный момент связан с южной частью Берингова моря.
На юге Берингово море ограничивается длинной грядой Алеутских островов, которые принадлежат США. Далее идёт 395 километровый промежуток и ближе к Камчатке расположены Командорские острова, которые принадлежат России. От нашего остова Медный до Американского острова Атту, как уже сказано, 395 км, т.е. 200-мильные исключительные экономические зоны между нашими странами накладываются. Граница между государствами должна проходить по средине, приблизительно в 197 км. от каждого из этих двух островов.
С этим с США также ни когда не было противоречий.
То, что Берингово море со всех сторон ограничено территорией двух стран, либо зонами их экономических интересов делает Берингово море внутренним морем для наших стран. Это значит, что вся территория этого моря должна быть согласованно распределена между двумя этими государствами и использоваться каждой из сторон в своей части. Кроме того,. вход в него должен согласовываться либо с одной либо с другой страной. Соответственно, если третья сторона согласовала вход в море только с одной из сторон, то и перемещаться по Берингову морю она может только по части моря принадлежащей этому государству.
Разграничение внутренних морей как правило происходит по трём вариантам.
1. Стороны договариваются, что всю территорию моря используют совместно, не проводя чётких границ. Так было с Каспийским морем до начала 21 века. Но потом интересы соседних стран потребовало разграничить его. В результате многолетних переговоров такое разграничение было осуществлено без конфликтно. Так до сих пор на разграничено Азовское море. С присоединением Крыма к России произошло то, что вход в Азовское море принадлежит России. Поэтому с ней в первую очередь нужно согласовывать проход через Керченский пролив. Далее можно двигаться свободно. Есть согласованные квоты на вылов рыбы между Россией и Украиной. Но зоны где могут ловить рыбаки пока не разграничены. Так до 21 века было с большей частью Ледовитого океана. Не многолетние усилия российских дипломатов и учёных, занимающихся исследования морского дна Ледовитого океана позволило разграничить Ледовитый океан так, что большая часть его от береговой линии России до Северного Полюса принадлежит России.
2. Разграничение внутреннего моря происходит по линии равноудалённой от береговой линии соседних государств. Это наиболее часто применяемая норма. Она и действовала в Беринговом море с момента передачи Аляски от России к США и до 70-х годов прошлого века. В 19 и в начале 20-го века было довольно трудно точно определить реальное место прохождения этой линии разграничения. По факту эта линия должна представлять собой довольно сильно ломанную линию, т.к. сильно ломанная береговая линия соседних государств. К соблюдению этой линии относились довольно формально, особенно со стороны России. Места хватало и военным и рыбакам. О добыче полезных ископаемых в открытом море вообще не думали.
3. Разграничение внутреннего моря происходит по прямой линии между конкретными географическими точками, которые согласуются государствами. Это могут быть острова, линии между мысами или проливами. Это очень удобно для согласования и выполнения. Именно к такому варианту начали склонять Россию в 70-е годы 20-века. Начались длительные переговоры. Но Россия, хотя и не видела особых проблем в том, чтоб внести ясность в границах с США, всё же не торопилась резать по живому. Ситуация кардинально изменилась в конце 80-х. СССР находился в глубоком кризисе. Добыча рыбы в удалении от берега была затруднена. Пограничная охрана в море так же вызывала много проблем. Этим воспользовались сторонники пораженческой политики СССР, политики уступок и подачек. И в результате этого откровенного предательства линия разграничения между Россией и США была проведена по кратчайшей линии от границы между СССР и США в Беринговом проливе и точкой равноудалённой от Командорских и Алеутских островов.
Казалось бы всё очень красиво.
Но на самом деле Россия при таком разделе теряла огромные территории Берегова моря. А это существенные ограничения в судоходстве, прежде всего связанные с активизацией работы Северного Морского пути, ограничение в рыболовстве, также в разработке и добыче полезных ископаемых на участках шельфа, которые отошли США.
По соглашению 1990 г. Берингово море разграничивалось как показано на карте выше. При этом России отходил один участок, обозначенный на карте цифрой 2. А США отходили 4 участка (1, 3, 4 и 5). Гораздо большей площади. Разница между тем, что отошла России и тем, что отошло США составляет 78 тыс. кв. км. Это почти в 3 раза больше площади Крыма. И больше площади Грузии.
Особо нужно отметить зону, обозначенную на карте цифрой 3. Это территория продолжение континентального шельфа Азии, на которую Россия имеет полное праве. Нужно просто обосновать это и утвердить в международных судах и инстанциях. Эта территория довольно мелководна и на ней можно ловить рыбу и краба. Здесь Россия может добывать более 500 тыс. тонн рыбы и краба. Это треть от всего вылова Камчатских рыбаков за 2019 г. В настоящее время эти территории облавливают в основном рыбаки Японии по квотам, выдаваемым США.
Существенно, что в шельфовой зоне можно добывать полезные ископаемые, прежде всего газ и нефть, которые тут есть.
Глава комитета государственной думы по международным делам Константин Косачев заявил: "Россия готова отказаться от выполнения советско-американского «соглашения Шеварднадзе — Бейкера», в соответствии с которым было разграничено морское пространство Берингова пролива." Но это просто слова, для прессы.
Так же слова замглавы МИД РФ Сергея Рябкова: "Соглашение, подписанное в 1990 году, так и не было ратифицировано на уровне парламента ни при Советском Союзе, ни Россией. Без ратификации такие соглашения не имеют обязывающей юридической силы, хотя и могут применяться на временной основе."
Если Россия имеет намерение отказаться от этого соглашения она должна подать официальное заявление об этом правительству США и начать переговоры от перехода от его выполнения к выполнению другого, соглашения, которое нужно выработать и принять в полной мере совместно с США. Согласовывать это можно много лет. Но заявить о своих правах можно в один момент.
Для этого особо ни чего не нужно. Желание и воля - в основном. И для этого для России очень удобный момент.