★ Солдатского Георгия вручил ей сам генерал Брусилов.
На долю этой женщины-воина не выпало ни громкой славы кавалерист-девицы Надежды Дуровой, ни всероссийской известности командира «батальона смерти» Марии Бочкаревой. Хотя она участвовала в конных атаках и имела немало боевых наград. Антонине Тихоновне Пальшиной-Придатко было суждено прожить хотя и непростую, но интересную жизнь.
Судьба женщин простого сословия в царской России была предрешена с самого их рождения. Девочки росли, взрослели, потом — один, в лучшем случае два класса начальной школы, помощь родителям по хозяйству, замужество. А там — постоянная готовка, уборка, шитье, воспитание детей. Деревенским еще полагалось работать в поле, городским — на фабриках. Очень немногим удавалось как-то иначе устроить свою жизнь.
В кавалерии...
В число этих последних попала и наша героиня. Впрочем, в этом ей помогло несчастье — родившись в 1897 году в удмуртской деревне Шевырялово Сарапульского уезда, она рано осталась без родителей. Сироту селяне пожалели, поддержали всем миром, дали ей возможность учиться в церковно-приходской школе. У Тони оказался хороший голос, и она пела в церковном хоре. Трехклассную школу девочка окончила с отличием, и старшая сестра забрала ее к себе в уездный город Сарапул, устроив работать в швейную мастерскую. Рано став самостоятельной, Антонина со временем стала стремиться вырваться из-под сестринской опеки. В 1913 году она уехала в далекий город Баку. Здесь шестнадцатилетняя девушка устроилась работать в булочную. Жизнь в теплом южном городе ей понравилась, и все бы ничего, но тут началась Первая мировая война.
Патриотический подъем россиян был так велик, что на войну с врагами России шли даже женщины, выдавая себя за мужчин. Вот и Антонина остригла девичью косу, продала свою шубу, шляпу, золотые кольца, купила на рынке старое солдатское обмундирование и, облачившись в него, отправилась на Турецкий фронт. В прифронтовой полосе она встретила раненого солдата-кавалериста, ехавшего на лошади в госпиталь. Антонина купила у него коня и, расспросив, как попасть в его полк, отправилась на передовую.
В то время в немногочисленных войсках Кавказской армии каждый солдат был на счету. Вот и у молодого «паренька»-добровольца во 2-м Кавказском кавалерийском полку особо не допытывались, кто он и откуда. Так и появился солдат — Антон Пальшин. Под этим именем наша героиня участвовала в нескольких боях.
В одном из них, под турецкой крепостью Гасанкола, когда вражеская пуля сразила командира эскадрона, Антонина приняла командование на себя и повела бойцов в атаку. В рукопашной схватке ее ранило, и девушку доставили в лазарет. Тут-то и открылся ее секрет.
Решив не возвращаться в свой полк, выздоровевшая Антонина отправилась на Юго-Западный фронт. Но здесь на вокзале ее, переодетую мужчиной, вычислили и задержали полицейские, заподозрив в шпионаже. Под стражей Пальшину отправили в Сарапул для разбирательства.
...и в пехоте
Когда все разъяснилось, Антонина поступила на городские курсы сестер милосердия, по окончании которых ее направили в львовский эвакогоспиталь. Трудилась она там не щадя сил, выхаживала раненых, помогала докторам и санитарам, однако душа рвалась на передовую. К тому же девушке надоело, что ее постоянно назначали дежурить вместо сестер милосердия из богатых семей. Гламурные «сестрички» приезжали в госпиталь покрасоваться, а вот работать явно не хотели. В мае 1915 года Пальшина забрала обмундирование одного из умерших солдат и, вновь коротко постригшись, сбежала на фронт. Ей удалось пристать к одному из подразделений 75-го Севастопольского полка, следовавшему на Юго-Западный фронт. Так началась ее служба в пехоте.
Шустрому и ловкому солдату стали даже доверять ходить в разведку.
Однажды с командиром взвода и еще одним солдатом Антонина отправилась за языком. Решили брать вражеского часового. Командир подкрался сзади и ударил австрийца, но тот успел крикнуть. Тогда Пальшина подсечкой сбила врага с ног и запихала ему в рот кляп. С помощью товарищей скрутили пленного и доставили в штаб полка.
★ Так наша героиня получила свою первую медаль за храбрость. Вторую такую же награду Антонине вручили немного позднее за то, что она под огнем врага вынесла с поля боя несколько раненых, да еще и, вспомнив навыки сестры милосердия, быстро перевязала им раны. Тайну нашей героини вскоре открыли, но избавляться от столь хорошего солдата командование не посчитало нужным.
★ Осенью она отличилась при взятии высоты у реки Быстрице, получила Георгиевский крест 4-й степени, звание ефрейтор и должность — командир отделения. А за отличие во время Брусиловского прорыва, где ее снова ранили, вручать девушке Георгия 3-й степени приезжал в лазарет сам командующий фронтом - генерал Алексей Брусилов. Он ей присвоил звание — младший унтер-офицер.
По выздоровлении у Пальшиной были новые бои и новые ранения. А потом грянула Октябрьская революция.
На той единственной Гражданской
Приняв советскую власть, воевать с бывшими товарищами по оружию Антонина, однако, не рвалась. Она вернулась в Сарапул, затем переехала в город Сычевка и устроилась машинисткой в исполком. Грамотных людей не хватало, и вскоре ее перевели в ЧК на такую же должность.
★ Здесь она встретила чекиста Григория Фролова. Молодые люди полюбили друг друга, поженились. Когда мужа назначили комиссаром 2-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии, Антонина уехала за ним на фронт. Вместе с конармейцами она участвовала в боях за Ростов-на-Дону, Ставрополь и Краснодар, правда, без прежнего боевого пыла. После Гражданской вновь работала в ЧК машинисткой. В 1921 году сдала свои награды в помощь голодающим Поволжья. Четыре года она тяжело болела, и муж оставил ее одну с двумя сыновьями. Она тяжело переживала его предательство.
★ В 1932 году Антонина познакомилась с рабочим Георгием Придатко. Вышла за него замуж, стала теперь Пальшина-Придатко. Они счастливо прожили до июня 1941 года.
Когда началась Великая Отечественная война, мужа призвали в армию, а Антонину не пустили на фронт по состоянию здоровья. И все же она чем могла помогала своей стране. Сдала в Фонд обороны облигаций государственных займов на 16 тысяч рублей. Свою квартиру она предоставила многодетной семье эвакуированных, сама работала в пригородном колхозе «Красный путиловец», а затем — на лесозаготовках. Кроме того, Антонина организовала кампании по сбору теплых вещей для фронта. Она ждала мужа с фронта и тайком молилась за него. Но в 1945 году ей принесли на него похоронку...
...Выросли сыновья. Один стал летчиком-испытателем, другой — инженером. А вот Антонине пришлось пережить непростой период, когда она, честно отработав положенный стаж, ушла на заслуженный отдых.
Несмотря на старания ее друзей, заслуженной женщине долго не давали положенной ей персональной пенсии, а вместо благоустроенного жилья выделили лишь комнату в общежитии. Там она и жила, не желая стеснять сыновей, хотя те и звали мать переехать к ним. Женщина, привыкшая всю жизнь преодолевать трудности, довольствовалась малым.
Однако нашлись некоторые граждане, которые в печати стали ставить под сомнение ее ратные дела и заслуги перед страной, и это Антонину очень обижало. Но даже тогда она не озлобилась, а в последние годы жизни перечисляла часть своей пенсии в Фонд мира. И к счастью, нашлись неравнодушные люди, защитившие ее доброе имя.
Совсем немного не дожила отважный воин и самоотверженная женщина Антонина Тихоновна Пальшина-Придатко до своего столетнего юбилея, оставив этот мир в 1992 году.
© Олег Таран