Карен Шахназаров перед съемками своего "Белого тигра" говорил о том, что каждый режиссер его поколения должен снять фильм о Великой Отечественной войне. Имел в виду он то, что надо не забывать о дорогой цене победы над нацизмом, о том, что жертвы наших дедов, вставших на защиту жизней будущих поколений должны воспеваться долгие годы.
Но, почему-то, в российском кинематографе этот посыл был понят превратно. Российское военное кино в последнее время находится в состоянии легкого упадка (сказать о полном упадке мешает появление раз в год интересных сериалов и картин о войне) и иногда возникает вопрос - почему так слабо наши режиссеры стали делать кино о том, что нельзя забывать? Почему Спилберг смог снять оскароносного "Спасти рядового Райана", а Федор Бондарчук осилил только непонятный "Сталинград"?
В чем проблемы отечественных фильмов о Великой Отечественной войне - давайте разбираться.
Ещё о российском кино:
Обзор на "(Не)идеального мужчину"
Мединский опять расчищает поле для российских фильмов
Проблема первая - кризис идей
Героических и трагических эпизодов в истории Великой Отечественной войны полным полно. Начиная с первых дней войны, когда Рабоче-Крестьянская Красная Армия с невиданным ранее ожесточением встретила внезапно напавшего врага, заканчивая штурмом Праги, советский народ проявил себя во всем великолепии своей мощи - как духовной, так и телесной. Событий, о которых можно снять кино - уйма. Можно снимать картины и о том, что "умираю, но не сдаюсь", и о героическом превозмогании и даже о паровом катке Советской армии, вроде разгрома Квантунской армии (благо там есть удивительные эпизоды).
Но нет, снимается кино о самых заезженных темах и историях - танки, Сталинград, СМЕРШ. Ну или тайные проекты немецких ученых, вроде летающих тарелок, препаратов специальных, прочей мистики. В более-менее положительную сторону маятник качнулся в прошлом году, когда вышел "Ржев", посвященный события 1942 года (о которых, в общем-то, не принято вспоминать), но и он не смог полностью избежать следующей проблемы.
Проблема вторая - мифы и клише, тысячи их
В том же "Ржеве" в очередной раз повторилось вечный миф постсоветского кинематографа - "завалили трупами". Да, потери во время Ржевской операции были весьма велики, не зря битву за Ржев назвали "Ржевской мясорубкой". Но, тем не менее, нельзя вот так однозначно взять и говорить о "Жоре-мяснике" (Жуков, кстати, не говорил про то, что бабы новых солдат нарожают), о Сталине-кровопийце, лично отправившем на убой миллиарды солдат, о дураках-командирах, о благородных немцах, о том, что при поражении мы попивали бы сейчас баварское литрами.
Надо показывать честно. Да, Красная армия далеко не сразу научилась воевать не числом, но умением. Но и откровенно давить немцев числом не пытались.
Ещё одно клише современного кино про войну - герои больше не воюют, а ищут на войне свою любовь. Конечно, и в советское время о любви на войне в кино говорили, взять тех же "В бой идут одни старики", где любовная линия на фоне общего оптимистического настроя ленты выглядит просто как лучшее антивоенное высказывание в мире вообще, но у наших режиссеров просто пункт стоит на поисках любви в военное время. Видимо, целят и в женскую аудиторию, и в мужскую, особенно с приходом в наше военное кино эры блокбастеров.
Нельзя не упомянуть и миф о злобном НКВД и СМЕРШЕ, которые только и делали, что мешали воевать своим, репрессируя и расстреливая своих в спину во время наступлений. То, что именно войска НКВД первыми встретили врага (да-да, пограничники тогда были приписаны к "кровавой гэбне" и пили кровь русских младенцев), и вермахт именно в их лице получил первый во Второй Мировой войне настоящий отпор в кино как-то забывают. Редкое исключение - "Брестская крепость" Александра Котта (впрочем снимали на "Беларусьфильме").
Ну а СМЕРШ - военная контрразведка, ей и положено быть злой и колючей, не от хорошей жизни это. Впрочем, до таких крайностей, как в кино показывается, редко доходило.
Проблема третья - актеры
Помните "А зори здесь тихие" 1972 года. Можете вспомнить, как выглядел старшина Васков и девушки? Я уверен что нет, потому что внешность у них была совершенно ОБЫЧНАЯ. Зато в ремейке на роли набрали самых смазливых лицедеев нашего кинематографа. Это касается и прочих фильмов о войне. То Петров там мордой сверкнет, то, условно, Козловский, то Яглыч. Так и хочется воскликнуть - "Ну всмотритесь же в эти измученные войной хари!". Да даже в массовке редко встретишь простого мужика, видимо всех таких в театральные и киновузы не берут.
Опять же, есть и исключения, вроде тех же "28 панфиловцев" и "Ржева", а также вновь "Брестской крепости", но в большинстве фильмов и сериалов брутальную красоту целующихся главных героев (мужчины и женщины, вы не подумайте, тут вам не Запад) оттеняют лишь эротично прилипшие к лицам кусочки земли. Это вам не Сергей Бондарчук в "Судьбе человека", глядя на которого видишь, что это действительно простой шоферюга со стальной силой воли.
В общем, Станиславский от криков "не верю!" наверняка бы охрип.
Проблема четвертая - режиссеры
А именно их особый взгляд на ход войны. Михалков, очевидно, считает, что немцев, бомбящих духовные корабли советского флота отходами своей жизнедеятельности и катающихся на танках с парусным движителем, победила интеллигенция с черенками от лопат при поддержке паучка и бурятского снайпера. Бондарчук-младший видит Сталинградскую битву как бой за девушку Катю.
А большинство остальных режиссеров войну представляют как "вот тут люди, тут танки, на них прут немцы, а сзади заградотряд с пулеметами сидит. И тишинаааа..." И никаких консультантов, упаси боже, у них то любви на фронте не было. И вот с таким видением и винегретом в голове люди кино снимают.
Бедааа...
Проблема пятая - заказуха
Тема госфинансирования и здесь находит свое отражение. Большинство военных фильмов финансируется Фондом Кино, и, по сути, создаётся в рамках государственного заказа. Особенно касается это фильмов, которые создаются к знаменательный датам. Как я уже писал, в мае состоится премьера "Подольских курсантов" - приуроченная к 75-летию Победы.
Но там, где государственные деньги - там и государственная идеология. И эта идеология сильно довлеет над содержанием и художественной ценностью фильма. Взять недавний "Союз спасения" - из-за впихнутой идеи того, что любые бунтовщики - идиоты, фильм сильно пострадал.