Найти тему
Sailing Fethiye

Что было раньше: Новоарбатский мост или Новый Арбат?

Продолжаем небольшой цикл выпусков по западному направлению. Прорубить новый проспект — это половина работы. Чтобы его перекинуть на западный берег Москвы реки, необходим был новый мост!

Если вы каким-то образом попали сюда минуя материал про Новый Арбат, то сейчас же исправьтесь и сходите прежде сюда.

Отлично, теперь можем начинать. Те, кто уже успел немного ознакомиться с проектом "Дорожные истории" заметил, что я люблю мосты. А что еще любить?! Когда пишешь о дорогах, мосты и путепроводы — хоть какое-то разнообразие. Так или иначе на западном направлении, как вы сами можете догадаться, есть один интересный - Новоарбатский мост.

Прежде чем мы приступим к истории строительства моста, хочу, чтобы вы увидели и поняли, как это место выглядело в начале века.

Это 1900 год. В таком состоянии береговая линия была вплоть до войны
Это 1900 год. В таком состоянии береговая линия была вплоть до войны
Гранитные берега и многое другое появятся здесь только через 50 лет
Гранитные берега и многое другое появятся здесь только через 50 лет

Как не трудно догадаться, название моста напрямую зависело от проспекта и это при том, что мост появился сильно раньше. Лет 5 простоял Калининский мост в одиночестве, ждал своего проспекта. Интересная получилась ситуация — с момента открытия моста в 1957 году до завершения устройства проспекта в 1963 году, в Москве был Калининский мост, а Калининского проспекта не было.

На карте 1957 года уже отмечен мост, а вот на трассе Нового Арбата еще конь не валялся. Еще целы переулки Молчановки, Собачья площадка и Кречетниковский переулок. Им осталось жить пару тройку лет
На карте 1957 года уже отмечен мост, а вот на трассе Нового Арбата еще конь не валялся. Еще целы переулки Молчановки, Собачья площадка и Кречетниковский переулок. Им осталось жить пару тройку лет

Однако, должен признать, что в словах выше есть большая доля лукавства, которая основана исключительно на цифрах. Потому как 1957 год — год ввода в эксплуатацию моста, в этот год по нему уже ездили машины, однако часть Новинского переулка, именно так называлась улица от Москвы реки до Садового, которая в дальнейшем станет часть Калининского проспекта, к 1958 году тоже была готова

Эта фотография станет обложкой журнала Огонек от сентября 1957 года. Видно, что мост и участок проспекта не готовы. Видно и еще кое-что. Я бы назвал это коллектором, но уж больно он хорош, что хочется назвать его тоннелем. Поговаривают, что был и такой
Эта фотография станет обложкой журнала Огонек от сентября 1957 года. Видно, что мост и участок проспекта не готовы. Видно и еще кое-что. Я бы назвал это коллектором, но уж больно он хорош, что хочется назвать его тоннелем. Поговаривают, что был и такой
Фотография из этого журнала, вид с гостиницы Украина
Фотография из этого журнала, вид с гостиницы Украина
Уже в 1959 году участок выглядит вполне обустроенным, а мост неодиноким
Уже в 1959 году участок выглядит вполне обустроенным, а мост неодиноким
-7

Дело в том, что 1963 год — это год полной реализации проекта Новый Арбат. Нет, высотки строили вплоть до конца 60-х. А вот абсолютно беспрепятственным и прямым проспект стал после того, как на его траектории снесли последнее здание — это был Институт переливания крови, находился на пересечении Садового и Нового Арбата.

1961г Институт еще на своем месте, а автомобили вынуждены объезжать его с двух сторон
1961г Институт еще на своем месте, а автомобили вынуждены объезжать его с двух сторон
в 1962 году здание начали сносить
в 1962 году здание начали сносить

Так как проект Калининского проспекта утвердили еще в генплане 1935 года, то отдельные его участки начали подготавливать еще до войны. На кадрах немецкой аэрофотосъемки отчетливо видно, что часть Можайского шоссе, которая в дальнейшем станет Кутузовским проспектом, уже подготовлена для будущей трассы.

-10
-11

Приступить к строительству моста до войны не успели. В 1939 году только закончилась стадия проектирования, было несколько вариантов, из которых выбрали работу мастерской архитектора Александра Власова. После войны на рассмотрение было предложено еще несколько проектов, а довоенные были отклонены архсоветом. В 1950 году проектирование возобновилось вновь. Конечно же среди них были чертежи с высокими, торжественными обелисками или грандиозными скульптурами знаменующими величие советского народа. Как ни удивительно, такие работы отмели. В 1954 году был утвержден проект архитектора Константина Яковлева и инженера-конструктора Руденко. Уже более полувека мост имеет три пролета — 62, 100 и 62 метра, и расположен под углом 72° к руслу реки. Мост балочный сталежелезобетонный, имеет цельносварную конструкцию и опоры-колоннады, его длина 502 метра, а ширина — 43 метра, 34 из которых приходятся на проезжую часть.

-12
-13

На фотографии выше отчетливо видны железнодорожные пути. Представить их сегодня на набережной перед Белым домом просто невозможно. В то время это было сделано из практических соображений — по рельсам подвозили строительные материалы и технику. Само полотно проложили от ТЭЦ Трехгорной мануфактуры, куда они в свою очередь были заведены от окружной железной дороги. Там недалеко, и это существенно упрощало логистику.

-14

Кроме железной дороги отдельные особенно крупные элементы моста подвозили по воде, а на самом мосту работал огромный немецкий кран на рельсовом ходу. Он то и управлялся с большими деталями моста.

-15
-16
-17
-18
-19
Уже установлены два пролета. Я хочу обратить ваше внимание на сечение и устройство береговых устоев. Это будущие помещения таксмомтороного парка. Сегодня, если не ошибаюсь там сидит ФСО
Уже установлены два пролета. Я хочу обратить ваше внимание на сечение и устройство береговых устоев. Это будущие помещения таксмомтороного парка. Сегодня, если не ошибаюсь там сидит ФСО

Заметьте еще одну деталь! Опоры моста возводились по-сухому методу, насыпали островки и в них бетонировали основы. Не исключено, что специально для этих работ уровень в реке был снижен. Подтверждений этой теории я не нашел, но на фотографиях видно, что ватерлиния существенно ниже нынешнего уровня

Есть даже цветная фотография, пусть и не самая четкая, зато на ней четко видно, что набережная Тараса Шевченко еще не в граните.
Есть даже цветная фотография, пусть и не самая четкая, зато на ней четко видно, что набережная Тараса Шевченко еще не в граните.
Обратите внимание, что на восточной стороне каменный берег только до ТЭЦ Трехгорки
Обратите внимание, что на восточной стороне каменный берег только до ТЭЦ Трехгорки
-23
-24
-25
В 1957 году мост открыли
В 1957 году мост открыли

Новоарбатский мост, как и предусматривал генплан 35 года соединил новейший проспект Калинина с Можайским шоссе, которое тут же стало называться Кутузовским проспектом. А что там дальше, будем изучать в следующем выпуске.

Если вам нравятся материалы, не забывайте нажимать соответствующую кнопАчку)

Ну и всем, кто еще не гулял по проекту Дорожные истории я крайне рекомендую:
Как и зачем затопили участок большой Бетонки
Почему в Марьиной роще люди проще
Старичок-паровичок
Тушинский тоннель
Дорогомиловский мост
Ленинградка – дорога двух столиц
Как потеряли Большое ТТК

Автор: Александр Капков, редактор: Евгения Фомина

Фотографии: pastvu.com, карты: retromap.ru