Продолжаем небольшой цикл выпусков по западному направлению. Прорубить новый проспект — это половина работы. Чтобы его перекинуть на западный берег Москвы реки, необходим был новый мост!
Если вы каким-то образом попали сюда минуя материал про Новый Арбат, то сейчас же исправьтесь и сходите прежде сюда.
Отлично, теперь можем начинать. Те, кто уже успел немного ознакомиться с проектом "Дорожные истории" заметил, что я люблю мосты. А что еще любить?! Когда пишешь о дорогах, мосты и путепроводы — хоть какое-то разнообразие. Так или иначе на западном направлении, как вы сами можете догадаться, есть один интересный - Новоарбатский мост.
Прежде чем мы приступим к истории строительства моста, хочу, чтобы вы увидели и поняли, как это место выглядело в начале века.
Как не трудно догадаться, название моста напрямую зависело от проспекта и это при том, что мост появился сильно раньше. Лет 5 простоял Калининский мост в одиночестве, ждал своего проспекта. Интересная получилась ситуация — с момента открытия моста в 1957 году до завершения устройства проспекта в 1963 году, в Москве был Калининский мост, а Калининского проспекта не было.
Однако, должен признать, что в словах выше есть большая доля лукавства, которая основана исключительно на цифрах. Потому как 1957 год — год ввода в эксплуатацию моста, в этот год по нему уже ездили машины, однако часть Новинского переулка, именно так называлась улица от Москвы реки до Садового, которая в дальнейшем станет часть Калининского проспекта, к 1958 году тоже была готова
Дело в том, что 1963 год — это год полной реализации проекта Новый Арбат. Нет, высотки строили вплоть до конца 60-х. А вот абсолютно беспрепятственным и прямым проспект стал после того, как на его траектории снесли последнее здание — это был Институт переливания крови, находился на пересечении Садового и Нового Арбата.
Так как проект Калининского проспекта утвердили еще в генплане 1935 года, то отдельные его участки начали подготавливать еще до войны. На кадрах немецкой аэрофотосъемки отчетливо видно, что часть Можайского шоссе, которая в дальнейшем станет Кутузовским проспектом, уже подготовлена для будущей трассы.
Приступить к строительству моста до войны не успели. В 1939 году только закончилась стадия проектирования, было несколько вариантов, из которых выбрали работу мастерской архитектора Александра Власова. После войны на рассмотрение было предложено еще несколько проектов, а довоенные были отклонены архсоветом. В 1950 году проектирование возобновилось вновь. Конечно же среди них были чертежи с высокими, торжественными обелисками или грандиозными скульптурами знаменующими величие советского народа. Как ни удивительно, такие работы отмели. В 1954 году был утвержден проект архитектора Константина Яковлева и инженера-конструктора Руденко. Уже более полувека мост имеет три пролета — 62, 100 и 62 метра, и расположен под углом 72° к руслу реки. Мост балочный сталежелезобетонный, имеет цельносварную конструкцию и опоры-колоннады, его длина 502 метра, а ширина — 43 метра, 34 из которых приходятся на проезжую часть.
На фотографии выше отчетливо видны железнодорожные пути. Представить их сегодня на набережной перед Белым домом просто невозможно. В то время это было сделано из практических соображений — по рельсам подвозили строительные материалы и технику. Само полотно проложили от ТЭЦ Трехгорной мануфактуры, куда они в свою очередь были заведены от окружной железной дороги. Там недалеко, и это существенно упрощало логистику.
Кроме железной дороги отдельные особенно крупные элементы моста подвозили по воде, а на самом мосту работал огромный немецкий кран на рельсовом ходу. Он то и управлялся с большими деталями моста.
Заметьте еще одну деталь! Опоры моста возводились по-сухому методу, насыпали островки и в них бетонировали основы. Не исключено, что специально для этих работ уровень в реке был снижен. Подтверждений этой теории я не нашел, но на фотографиях видно, что ватерлиния существенно ниже нынешнего уровня
Новоарбатский мост, как и предусматривал генплан 35 года соединил новейший проспект Калинина с Можайским шоссе, которое тут же стало называться Кутузовским проспектом. А что там дальше, будем изучать в следующем выпуске.
Если вам нравятся материалы, не забывайте нажимать соответствующую кнопАчку)
Ну и всем, кто еще не гулял по проекту Дорожные истории я крайне рекомендую:
Как и зачем затопили участок большой Бетонки
Почему в Марьиной роще люди проще
Старичок-паровичок
Тушинский тоннель
Дорогомиловский мост
Ленинградка – дорога двух столиц
Как потеряли Большое ТТК
Автор: Александр Капков, редактор: Евгения Фомина
Фотографии: pastvu.com, карты: retromap.ru