Когда мне было пятнадцать лет, я ни на что не копил, а смотрел на старших товарищей и взрослых, которые регулярно аппетитно курили. Обе категории этих «авторитетов» никогда не упускали случая сказать нечто вроде: «не повторяй моих ошибок», или: «зачем тебе это надо?».
Таким образом запретный плод становился всё слаще и к шестнадцати годам я успешно подцепил «крутую» привычку курить.
В семнадцать я уже регулярно выкуривал по пачке в день, "благо" в те времена (почти пятнадцать лет назад), с продажей сигарет детям дела обстояли проще. Постепенно приучив организм к одышке, кашлю и периодическим головным болям, я героическим усилием воли превратил себя в заядлого курильщика и к двадцати годам уже выкуривал по полторы, а то и по две пачки сигарет, в день.
Время шло, мой мозг постепенно эволюционировал, а проблемы, вызываемые никотиновой зависимостью набирали всё более ощутимые обороты. По мере взросления кашель становился хроническим, периодически желтели от никотина пальцы, которыми сжимал фильтр и вдобавок иногда начало пошаливать сердце, что не особо радужно, когда тебе всего двадцать четыре.
Дискомфорт со здоровьем дополнили правительственные реформы, которыми государство открыло компанию по борьбе с курением. Цены на сигареты стремительно повышались, одно за другим появлялось новое место, где запрещали курить. Кафе, парки.., поезда дальнего следования!
Да уж, поезда – это самая жесть. Потерпеть до следующей станции пять часов? Вы что шутите? Вместе с другими несчастными, я периодически курил между вагонами, или запирался в туалете. Ощущение потом, будто ты что-то украл. В особенности, если в соседнем купе едят активисты из народа, постоянно принюхивающиеся и готовые по первому подозрению пойти и «сообщить, куда следует».
В общем примерно тогда я и решил: с меня хватит. И всерьёз занялся бросанием. Я прочитал книжку Алена Карра, сходил на шарлатанские выступления псевдо-профессора, сжимал зубы и терпел, выбрасывал пачки, зажигалки и снова терпел. Курить бросать не получалось никак.
Не знаю как у других, безусловно, есть люди, которые бросили резко и навсегда. У них большая сила воли, или гибкая психика, или вынужденная мера, когда врач вдруг однажды сказал: «если не бросите, умрёте через месяц». Я не знаю как они это делали, но я так не мог. Никакие самовнушения, никакие рекомендации Алена Карра мне не помогали. Силы воли, если хотите, у меня тоже не было.
Бросил я лишь потому, что сделал этот процесс постепенным. Я завёл привычку считать каждый день количество выкуренных сигарет и постоянно стремился побивать «рекорд». Снизил до пачки в день, потом до восемнадцати сигарет, потом до четырнадцати. И так далее, пока не начал в конце концов, курить одну сигарету в день за полчаса до сна.
И даже эту, одну ежедневную сигарету, я курил больше двух месяцев. Пожалуй от неё отказаться было сложнее всего. Весь процесс же, по методу вычитания, занял у меня дольше двух лет. Бросить стало возможным лишь тогда, когда я не стал лишать себя всего и сразу, растянув «очищение» на долго-долго. Только так, помаленьку привыкая, психика смогла принять новую, свободную от вредной привычки жизнь.
Ну и конечно сам метод это ещё не всё. Главным остаётся сильное и непоколебимое желание. Если курильщик по-настоящему хочет бросить – он бросит. Ведь способ он может выбрать для себя сам, а времени для свершения этой славной миссии у него есть столько, сколько потребуется. Так же, как и попыток.
Я прокурил без малого двенадцать лет, два года из которых полностью отдал этим попыткам. Главной идеей, которую я внушил за это время себе была установка о том, что курение – это не приятное занятие, а рабское самоистязание. Самообман, навеянный популярными фильмами, книгами и «модными тенденциями». В наш разум постоянно закидывают вирус, поганые мысли-образы с идеей о том, что курение – норма. Ален Карр называл это «промывкой мозгов».
Постепенно отучаясь от физического процесса курения, я в то же время отучал себя и от этой промывки мозгов. Все эти надписи о вреде курения, страшные картинки и всплывающие строчки перед показом фильма в кинотеатре – ничто, по сравнению с визуальным образом, который мы видим почти в каждом фильме, рисуем себе в воображении, читая книгу, или попросту наблюдаем в юном возрасте, как курит авторитетный взрослый.
Антитабачная компания началась в нашей стране чуть больше пяти лет назад. Глобальное же рекламирование табака, берёт своё начало за несколько столетий до этого, и продолжает работать на автопилоте.
Привычку курить невозможно выбросить до конца до тех пор, пока в голове живёт красивый образ, окутанный романтической дымкой. Я не курю уже почти четыре года, но до сих пор ловлю себя на шальной мысли о красоте процесса, когда, например, брутальный герой на большом экране сочно затягивается и выпускает густое облако дыма, поверх, едва прикрытой груди шикарной дамы.
Но с каждым годом эти шальные мысли становятся всё более призрачными. Курение в воображении и курение в жизни надо выдавливать из себя по капле. И однажды каждый из нас поймёт, насколько эта гадость для нас чуждая.