(Frontière(s), 2007, Франция)
Это потом Ксавье Жанс снимет для нас смешнющий трэшак "Хитмэн" (2007), шизофренический постапокалипсис "Разделитель", фантастическое гонево про ихтиофилов на маяке "Атлантида" и несколько других так-себе-фильмов. А начинал он, на удивление, с довольно приличного ужастика "Граница", где Ксавье, не изобретя ничего нового, взял и добросовестно проэксплуатировал старые идеи жанра экранного массакра.
Ну, вы знаете этот массакр: компашка наивной молодёжи (как правило) попадает в незнакомую местность и нарывается там на, простите за тавтологию, местных. Те же поначалу могут выйти к "студентикам"© с хлебом-солью, но потом непременно сбросят с себя дружелюбные личины и вынут из сараев топоры, косы, лопаты и бензопилы. Затем чтобы использовать свой садовый инвентарь не по назначению, а чисто по кайфу - разрубив/распилив/выкосив/закопав изнеженных горожан. Абы знали, что нельзя отклоняться от наезженных маршрутов и обзывать злую деревенщину деревенщиной.
Впрочем, в жансовской интерпретации этого вечного сюжета в зловещую глубинку попадают не рукозадые мажоры, а дерзкие гопники. Которые хапнули в объятом беспорядками Париже солидную кучку евро и драпанули в Голландию, чтобы залечь там на дно.
Правда, доехала наша гопота лишь до пограничного французского захолустья, где и решила заночевать в маленькой гостинице.
И тут зритель в очередной раз убеждается, что тупые персонажи в хоррорах - не ошибка режиссёра или сценариста, а обязательное сюжетное условие. Потому что будь герои "Границы" действительно умными и осторожными, они явно не вляпались бы в дальнейшие злоключения.
Имея при себе набитую баблом сумку, они не рискнули бы ночевать в пустой гостинице с подозрительными хозяевами. И уж точно не ударились с ними прямо с порога в безудержные пьянство и разврат. На которые хозяйки их сами вдобавок откровенно подначивали. А поскольку даже суммарно мозгов у гопников было с гулькин хрен, они повели себя столь же беспардонно и нешугано, как у себя "на раЁне".
Хозяева же оказались, естественно, не реднеками из голливудских хорроров, но тоже большой и дружной семьёй со своими консервативными традициями. Чей набор и покажет нам Ксавье Жанс в этом своём этнографическом исследовании нравов и быта деревень французского севера. Где, как вы теперь в курсе, живут настолько гостеприимные люди, что из их объятий вам не вырваться уже до конца своих дней.
***
В общем, жаль, что многообещающее начало режиссёрской карьеры Жанса не стало для него трамплином для взлёта в более высокую кинолигу. И вроде бы мужик он не бесталанный, но как ни пыхтит, так и не сможет прыгнуть в своём творчестве выше своей дебютной картины.
Что же касательно её самой, то для своего мизерного бюджета ужастик получился вполне смотрибельный. А также в меру кровожадный - без фанатичного расчленения крупным планом всего и вся, но когда надо, не стесняющийся показывать зрителю душераздирающий натурализм. Иными словами, для любителей жанра самое то, а нелюбители такое в принципе щупать не станут.