Найти тему
6000 миль до Голливуда

Разделитель

Оглавление

(The Divide, 2011, Германия)

Интересно, как он собирается воевать притороченным туда штыком. Разве что будет устраивать нелетальное покалывание его кончиком мягких мест врага и только.
Интересно, как он собирается воевать притороченным туда штыком. Разве что будет устраивать нелетальное покалывание его кончиком мягких мест врага и только.

Не знаю, как вам, а мне Ксавье Жанс запомнился лишь двумя своими картинами: гомерически смешной "клюквой" "Хитмэн" (2007) и умопомрачительным трэшаком (в худшем смысле слова) об ихтиофилии на маяке - "Атлантида" (слабонервным и фанатам писателя Пиньоля лучше не ходить по последней ссылке). Надо ли уточнять, что к фильму Жанса о конце света "Разделитель" я подкрадывался и с опаской, и с любопытством. Ибо понятия не имел, какой ахтунг меня там подкарауливает, но в том, что он обязательно будет - в этом я не сомневался.

Что ж, всё оказалось с одной стороны ожидаемо, а с другой не обошлось без сюрпризов. Иными словами, Ксавье остался верен себе и снова нагородил чёрт-те что в количестве вагона и маленькой тележки. Однако поди-ка ты: желания ухахатываться над заскоками местных героев если и возникает, то гораздо реже, чем в остальных жансовских лентах.

Кто стучится в дверь ко мне / С автоматом и в броне?
Кто стучится в дверь ко мне / С автоматом и в броне?

Тот факт, что на сей раз Ксавье прикинулся сталкером и ударился в falloutщину, не должен ввести в заблуждение ценителей этого жанра. Потому что апокалипсец - всего лишь фон и первопричина событий "Разделителя", и никакими блужданиями по постъядерным пустошам вас тут не порадуют (разве только вам хватит для радости пары минутных сцен - тогда да).
А порадуют вас перво-наперво свирепой психологической драмой с триллерным запашком. Которая повествует о том, как у запертых в подвале людей от безнадёги "тихо шифером шурша, едут крыши не спеша". Чему Жанс уделяет первостепенное внимание. А элементы боевика и триллера добавляет по вкусу - чтобы удержать "крыши" зрителя, дабы те не съехали от скуки и однообразия антуража.

Как всяк уважающий себя конечно-световой фильм, этот тоже начинается... правильно, с классической завязки "Ядерному взрыву - да, да, да! Солнечному миру - нет, нет, нет!". И вот кучка наших героев, жителей уцелевшей многоэтажки, насмотревшись в окна на ядерные грибочки, наконец-то вспоминают, чему их учили на уроках ОБЖ. И бегут, теряя шлепанцы, в подвал своего дома. Чей комендант, бывший пожарный Микки (Майкл Бин) - вот так удача! - оказывается немножечко выживальщиком. Или же обычным "плюшкиным". Но,так или иначе, когда дом обрушивается, в уютном подвальчике у Микки есть всё необходимое, чтобы герои не превратились раньше времени в каннибалов или в обезвоженные трупы.

Верно подозреваете: чувак взял в руки большой топорик вовсе не дровишек нарубить, а наломать дров уже в фигуральном смысле.
Верно подозреваете: чувак взял в руки большой топорик вовсе не дровишек нарубить, а наломать дров уже в фигуральном смысле.

В принципе, первая половина фильма смотрится живенько, подбрасывая одну интригу за другой. Героев посещают странные гости, совершающие странные поступки; герои сами предпринимают вылазку, делают кое-какие открытия и даруют зрителю надежду, что к концу всё тайное станет явным. Ну или хотя бы, что выстрелит пара-тройка ружей, которые Жанс повесил на самое видное место, ибо зачем ещё он тратил на них время?

Да вот шиш-то там с пальмовым маслом!
Вторая половина "Разделителя" (символичное название, однако) отделена от событийной линии первой части и ничем с ней не связана. То есть выжившие герои и подвальчик остаются прежними, но развитие первоначальной истории грубо обрывается. И теперь предоставленные сами себе герои начинают, образно говоря, вариться в собственном соку. А именно - сходить с ума от безысходности, от заканчивающихся харчей и своей неизбежной скорой гибели. Что в исполнении Ксавье Жанса лёгким движением руки превращается... правильно - в лютый кровавый трэшак на грани абсурда. Причем творящийся на фоне всё тех же висящих на стенах ружей, которые Жанс отныне в упор не замечает, как будто не он их и развешивал.

Удивительное дело, но русские со своим "ядерным пеплом" оказались на сей раз абсолютно не при делах!
Удивительное дело, но русские со своим "ядерным пеплом" оказались на сей раз абсолютно не при делах!

***

В общем, ни то, ни сё. Да - в нагнетании постапокалиптической шизофрении и показа его форм и расцветок Ксавье Жанс сработал на совесть. Его герои в своём безумии взаправду не наигранно отвратительны и создают в закрытом пространстве взрывоопасную атмосферу. Но вот как художественная история "Разделитель" раскалывается напополам, словно "Титаник". И ни ту, ни другую его часть уже не получается воспринимать, как полноценную. А сиквела, где нашлись бы ответы на все повисшие в воздухе вопросы, у этого кино нет, и он явно не предвидится.

Трейлер фильма: