Рене Декарт начинал с сомнений. «Мы не можем сомневаться в нашем существовании, пока мы сомневаемся. … Я мыслю, значит, существую», – замечательно писал философ и ученый XVII-го века. К слову, Декарта можно считать и одним из основателей нейронаук: он и заявил о соединении души и тела в шишковидной железе, он и создал оригинальную теорию боли.
Достаточно давно делаются попытки установить, могут ли особенности мозга гениев (особенно формы их поверхностей) иметь ключ к разгадке нестандартного интеллекта их владельцев? В работе, опубликованной в 2017 году в Journal of the Neurological Sciences, дошло и до самого Декарта: за его мозг взялись учёные из Франции и Нидерландов (занятно, что среди аффилиаций есть и знаменитый госпиталь Сальпетриер, форпост изучения высшей нервной деятельности в XIX веке).
Трёхмерная реконструкция мозга Декарта
Обычно, когда учёные изучают мозг неординарного человека, например, с мозгом Альберта Эйнштейна или Владимира Ленина, они имеют дело с мозгом, извлеченным из черепной коробки сразу после смерти. Но что делать, когда есть желание ознакомиться с мозгом человека, умершего сотни лет назад? Учёные хотели изучить мозг Декарта, но он, к сожалению, разложился – за 367 лет-то! Что же придумали исследователи? Они вооружились методами, которые обычно используют для изучения доисторических людей, а именно: создали трехмерное изображение мозга Декарта с помощью отпечатка, которое он оставил на внутренней стороне черепа, который хранится почти 200 лет в Национальном музее естественной истории в Париже. А для того, чтобы сделать это, пришлось сделать очень тщательную компьютерную томографию пустого черепа.
Череп Декарта. Credit: J.C.Domenech, MNHN, Paris
Что же выяснилось? В основном мозг Декарта был на удивление нормальным – его размеры находились в границах нормы, как и мозг современных людей. Пожалуй, чуть больше обычного (объем эндокрана 1540 кубических сантиметров). Но одна часть всё-таки выделялась: это необычное увеличение лобной коры. Той областью, которая ответственна за обработку значений слов.
Впрочем, учёные говорят, что эта особенность не обязательно указывает на гениальность. И тут даже Декарт мог бы согласиться: «Недостаточно иметь хороший ум, – писал он. – Главное – хорошо его использовать».
Текст: Инна Егорова
The brain of René Descartes (1650): A neuro-anatomical analysis
Charlier Philippe, Huynh-Charlier Isabelle, Froesch Philippe, Shorto Russell, Benmoussa Nadia, Froment Alain, Grimaud-Hervé Dominique, Deo Saudamini, Augias Anaïs, Albessard Lou, Balzeau Antoine
Journal of the Neurological Sciences
DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jns.2017.04.031
Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.