Найти тему
Блог UX/UI дизайнера

Миф №12: Чем больше функций и шире выбор, тем выше уровень удовлетворения

Чем больше функций и шире выбор, тем выше уровень удовлетворения
Чем больше функций и шире выбор, тем выше уровень удовлетворения

Считается, что наличие выбора это хорошо. Мы привыкли к выбору и мы высоко ценим возможность выбирать.

Однако, чем шире выбор функций на сайте или в программе, тем сложнее понять ее интерфейс. Исследования показывают, что большое количество альтернатив обычно вызывает паралич решения и раздражение. Обычно, люди ценят широкий выбор функций до начала пользования продуктом. А вот когда начинают пользоваться, то узкий выбор дает более полное удовлетворение.

Про выбор

  • Классический пример парадокса выбора показывает, что люди скорее сделают покупку, если выбор ограничен. Более того, они будут больше удовлетворены своим выбором в такой ситуации. — When Choice is Demotivating: Can One Desire Too Much of a Good Thing? (pdf)
  • Исследование «Feature Fatigue: When Product Capabilities Become Too Much of a Good Thing» (Усталость от возможностей: когда продукт умеет намного больше, чем надо) показывает, что перед использованием, возможности значат больше для участников тестов, чем юзабилити, но после использования, именно юзабилити продукта влияет на удовлетворение. В результате, удовлетворение полнее теми продуктами, которые проще, а сложные версии большинство участников просто отвергает.
  • Нейропсихолог Сюзан Вайншенк (Susan Weinschenk) предлагает «противостоять желанию предлагать клиентам больше и больше выбора. Запомните: они СКАЖУТ, что хотят широкий выбор, и вы подумаете, что это хорошо (вам он тоже нравится), но слишком широкий выбор означает, что люди вообще ничего не купят». - You Want More Choices and Information Than You Can Actually Process
  • Закон Хика (Hick’s Law) гласит, что время, которое тратится на выбор увеличивается с количеством альтернатив и их сложностью. При этом люди получают негативный опыт.
  • Джошуа Брюэр (Joshua Brewer) утверждает, что «дизайнеры могут очень сильно воздействовать на впечатления людей, если будут аккуратно относится к основным задачам, которые решает продукт; надо знать в какой момент лучше убрать альтернативы в пользу одной и понятной. Например «Apple» всегда создает продукты с минималистичным дизайном, эти продукты последовательны и нацелены на решение задач. «iPod», «iPhone» и «iPad» потрясающие тому примеры, они – результат работы в контексте дизайна портативных устройств.
  • В своей книге «Sketching user experience» Бил Бакстон (Bill Buxton) пишет, что бизнес-модель, построенная на принципе N+1 (создается основной продукт, а потом дополняется возможностями), не рассчитана на далекие перспективы. После нескольких версий, внедрение улучшений в продукт стоит дороже, чем воспринимаемая покупателями стоимость результата улучшений и они не готовы платить.
  • Помните, что добавить возможность бывает проще, чем потом от нее избавиться: компания «Netflix» хотела убрать функцию, которая казалась им чересчур запутанной, но пользователи считали иначе. В результате компания оставила эту функцию. - Features are a one-way street
  • Джейсон Фрайд (Jason Fried) из «37Signals» считает, что над функциями надо работать так, как работают над книгами в библиотеке или над выставками. - Is it really the number of features that matter?