Оптимистическая трагедия. СССР, 1963. Режиссер Самсон Самсонов. Сценаристы: Самсон Самсонов, Софья Вишневецкая (по пьесе В. Вишневского). Актеры: Маргарита Володина, Борис Андреев, Вячеслав Тихонов, Всеволод Санаев, Всеволод Сафонов, Эраст Гарин, Олег Стриженов, Глеб Стриженов, Алексей Глазырин и др.
Самсон Самсонов (1921-2002) за свою долгую кинокарьеру поставил два десятка фильмов разных жанров, многие из которых хорошо известны зрителям и сегодня («Попрыгунья», «Чисто английское убийство» и др.), но именно «Оптимистическая трагедия» принесла ему пиковую популярность: только за первый год демонстрации этот фильм посмотрели 46 миллионов зрителей.
Любопытно, что об «Оптимистической трагедии» до сих пор спорят зрители (далее цитируются отзывы, размещенные на порталах кино-театр.ру и кинопоиск):
«ЗА»:
«Фильм "Оптимистическая трагедия" замечателен прекрасными актерскими работами. Так сказать память того, как у нас умели снимать. Фильмы были такие, что зал замирал. Ни о чем другом не было и речи. И мало кто уже думал, что Сиплый - враг. Думали, как великолепен Санаев. Пожалуй, это сильнейшая роль у него. После "Оптимистической" были очень положительные роли и далее приносящие славу актеру, а вот сыграть Сиплого - это надо было иметь мужество. Я за такие поступки актеров уважаю» (Ирина К).
«В 60-е годы фильм произвел на меня очень сильное впечатление, хотя я смотрел его не в кино, а только по телевидению. Превосходные актерские работы Андреева, Тихонова, Санаева, Володиной, братьев Стриженовых в ролях офицеров и Эраста Гарина в роли "вожачка" анархистов. Несмотря на определенную идеологическую заданность, фильм многое сказал о страшной и кровавой гражданской войне, о гибели зачастую невинных людей, о бессмысленных зверствах, что частенько вытворяла р-р-революционная солдатня и матросня. Жестокость была с обеих сторон» (Б. Нежданов).
«Фильм держит в напряжении каждую минуту. Какие яркие образы! Здорово играет Санаев! Володина - сочетание женственности и твердости. Великолепные Тихонов, Андреев, Гарин, Сафонов, Стриженовы! Могу представить какой оглушительный успех имел фильм, когда вышел на экран» (Лена).
«ПРОТИВ»:
«К режиссуре Самсонова тоже есть претензии. Монтаж сырой: сцены спаяны безыскусно, еле держатся вместе, словно костюм огородного пугала. Особенно швы чувствуются в концовке, которая представляет собой скорее отдельные импрессионистские мазки, чем четкое и понятное действие (видимо, заканчивали наспех). …
Больше бросается в глаза то, что у фильма нет единой эмоциональной линии, действие разбивается на отдельные «пиковые» моменты, которые в своей автономности кажутся наигранными. Парадокс, но «театральщины» (читай: искусственности) в этом фильме больше, чем в театральной постановке… История о том, как моряки-анархисты обращались в коммунистическую веру и вступали в ряды Красной Армии — это нечто сугубо временное, злободневное тогда, но никого не интересующее сейчас (исследователей и любителей той эпохи выношу за скобки). …
Но факт остается фактом: «Оптимистическая трагедия» принадлежит к особому классу советских фильмов, где парадный пафос подминает под себя реальных людей с их внутренним миром» (Г. Куст).
Итак, это были мнения зрителей.
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020