Признанные мастера-кукольники и искусствоведы Лия Позднякова и Вадим Мартин делятся с нами своими мыслями об авторских куклах.
"Куклы были всегда. Кукольный мастер – таинственный старичок из подвала, который делает … нет, не делает, колдует над материалом. И вот она уже стоит, смотрит блестящими нарисованными глазами. И молчит. Но с ней можно разговаривать, кормить, убаюкивать. Ее можно воображать себе кем угодно и она будет согласна. Потому, что имя ей – кукла.
Со временем, повинуясь всеобщему закону распространения творчества, мастерство изготовления кукол расширилось до уровня самостоятельного искусства. Кукольные мастера проводят выставки, салоны, издают журналы, объединяются в творческие союзы. Впору уже кукольному мастерству хоть новую музу подбирать. Правда, муза эта будет похожа на стоглавую гидру, поскольку кукольное искусство есть искусство синкретическое.
Синкрети́зм – от греческого synkretismos – соединение, объединение. Словарь иностранных слов трактует это понятие, как:
1. Слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего либо, например, синкретизм первобытного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в неразрывном единстве, нерасчлененно.
2. В философии – разновидность эклектизма, сочетание разрозненных, противоречивых, несовместимых воззрений.
И в самом деле, чтобы овладеть кукольным искусством в полной мере, художник должен быть как минимум сведущ в: скульптуре, живописи, физике, материаловедении, портновском искусстве и т.д. Каждое из этих знаний включает в себя целую прорву дополнительных знаний. И в каждом из многих этих знаний кукольный мастер должен быть, как минимум, сведущ, иначе его творение не достигнет нужной гармонии.
Итак, изготовление кукол – искусство. Но что такое кукла? То, что мы видим сегодня на кукольных выставках и в салонах не дает нам точного ответа на этот вопрос. Что это – расшитая дама, шаржированный образ или три проволочки на куске пенопласта с подобием головы? И насколько применима искусствоведческая терминология к кукле, как субъекту творчества?
Однозначно в общепринятом понимании «кукла» - это такая забавная девочка в платьице, в которую играют другие девочки, живые. Её покупают в магазине. Она – причина многих детских слёз и трагедий (не купили). Подвид этой куклы – дама в бархате. В нее не играют, она – недостижимый фетиш. (Тут же вспоминается кукла, вожделеемая Козеттой из «Отверженных» Виктора Гюго. Даже став обладательницей этого прежде недостижимого чуда, Козетта могла только любоваться ею.
- Играй же, Козетта!
– О, я играю, сударь!
Таких кукол-дам на кукольных салонах много. И, допустим, это – кукла. Тогда что находится по соседству? Вот эти все гномики, скалолазы, скалящиеся фотографы, забавные скелеты? Это куклы? Или не совсем? А ведь есть и гнутые проволочки в виде человеческой фигурки, и их преподносят нам на полном серьезе как кукол. Это означает, что, как и всякий самостоятельный вид изобразительного искусства, кукольное мастерство уже разделилось на жанры. И, следовательно, оценку им следует давать только с точки зрения жанра, в котором она выполнена.
Значит, искусство у нас с вами народилось, и даже обросло жанрами, но не выработало терминологию. С этим, как видно, возникнут большие трудности. Само слово «кукла» обладает такой магической привлекательностью, что расстаться с ним будет очень сложно. Ну, в самом деле, не называть же смешных гномиков арт-объектами!
Что же делать? Полагаем, ждать, пока время само не выработает терминологию. Но не ждать пассивно, а мыслить, предлагать свои варианты, так сказать, пробовать на язык слова и выражения, которые потом станут устойчивыми терминами. Уже сейчас существует и внедряется в сознание термин «арт-кукла». Это по большей части авангардистские произведения, именуемые «креативными». Они весьма далеко ушли от своих прародителей – дам в панбархате. Но это ведь не повод, чтобы отвергать их, верно? А тем более ругать. Точно так же нечестно было бы считать только их – произведениями искусства, относя все остальное к департаменту народно-прикладного искусства.
И здесь авторы, критики и ценители опять сталкиваются лбами, поскольку не могут сойтись в терминологии. А нынешний день предлагает нам для обозначения только одно слово – кукла.
Попробуем немного поразмышлять о кукольных жанрах и подобрать к ним хотя бы приблизительные названия. Отталкиваться мы будем от художников. То есть от того, кто и что делает, а самое главное – почему. При этом мы априорно не собираемся давать оценки куклам и расставлять их по ранжиру. Искусство – это не Олимпиада. Минут, килограммов и метров оно не признает, а пользуется для оценок весьма и весьма расплывчатыми формулировками. Вот поэтому-то мы и не будем давать никаких оценок.
Самым массовым жанром можно считать тот, который условно можно назвать «дамское рукоделие». Только без обид!
А как еще это назвать? Изготавливают этих кукол по большей части женщины, ценят и покупают тоже. Следовательно, стиль и своеобразие персонажей, воспроизводимых этими мастерицами, следует искать исключительно в женской натуре.
Итак, в основе этих кукол – подсознание, берущее начало из детства. Детство – кукла – игра – кукла-дама (недостижимая). И вот в какой-то момент женщина обнаруживает, что может научиться делать кукол. Она идет на курсы, учится и из-под ее рук выходит та самая прежде недостижимая кукла. Счастье! (Между прочим, замечено, что большинство, окончивших кукольные курсы и сделавшие под руководством педагога одну куклу, на этом вполне успокаиваются, и это изделие так и остается единственным. Наш приятель-психолог считает, что иногда женщины делают не куклу, а дочку. Такую дочку, которую они хотели бы иметь).
К этому еще стоит прибавить тот факт, что женщины по натуре копиистки. (Мы договорились – без обид!) Они видят что-то и хотят себе такое же. (На этом основаны все курсы рукоделий. Они удовлетворяют желание женщин иметь такую же кофточку, платье, вышивку и прочее, как у других).
К этому стоит добавить безусловный упор на костюм. Сшить платье кукле – это ли не чисто женское занятие. Именно поэтому многие куклы из разряда «дамское рукоделие» грешат невыразительностью лиц, но выделяются богатством костюма. Замечено, что многие дамы-кукольницы буквально впиваются взглядами в чужие творения, стремясь понять «как это сделано», с тем, чтобы потом повторить.
Здесь следует отметить, что из «рукодельниц» выходят отличные мастера. Но это только тогда, когда авторы начинают задумываться над выражением лиц своих творений, их позами и так или иначе приходят к понятию «образ».
Понятие «образ» - из словаря художника. Художниками в нашей стране принято считать всех (без различия полов), кто окончил художественный ВУЗ и состоит в творческом союзе. Это, как правило, живописец или скульптор. Но в нашем случае это опять таки – женщины. Мужчин-кукольников крайне мало, однако их становится все больше с каждым годом. Причина проста – мужской творческий ум нашел еще одно приложение.
Вернемся к понятию «художник». Художнику присуще образное мышление. Он изображает некий персонаж и сообщает через него свою мысль (или ощущение). Вот поэтому куклы художников резко отличаются от всех остальных. Художнику мало просто расшить костюм. Ему надо, чтобы все поняли, кто одет в этот костюм и какая у него судьба. Вот почему куклы самых больших художников – это люди в миниатюре. Иногда они выглядят настолько живыми, что аж оторопь берет. Эти куклы, скорее, скульптура из пластика, дополнительно еще и одетая (а иногда и не одетая). Так куклы ли это?
Одна голландская художница предложила называть такие произведения «кукольными арт-объектами». Но у нас, честно говоря, произнести такое язык не поворачивается. Это просто оскорбление какое-то.
Пока что все творения художников именуют «авторская кукла». Но, согласитесь, это слишком общее понятие. Видимо, впереди разделение на еще более мелкие жанры, например: персонажи-фэнтези, реалистичная модель, шарж и т.п. Придется заимствовать терминологию из изобразительного искусства, поскольку, многие термины (особенно жанрового и направленческого толка) вполне применимы и здесь. На любой кукольной выставке опытный искусствовед навскидку выделит реалистов, экспрессионистов, авангардистов, фовистов и пр.
Отдельно стоят произведения, которые нам преподносят под наименованием «арт-кукла». Словами это не описать – это надо видеть. Наиболее понятным будет термин «жанр современного искусства». То есть здесь задействованы инсталляции, перфомансы, абстракционизм и т.д. Основа этих произведений – идея. Идея, облеченная в некую куклообразную форму. То есть это полная противоположность «дамскому рукоделию», в основе которого принцип «как это сделано». И вновь возникает вопрос – а куклы ли это?
Между художниками-профессионалами и выпускниками кукольных курсов установились непростые отношения. По большому счету художники не любят кукольников, которые не имеют высшего художественного образования. Однако, с большим скрипом признают отдельных личностей, которых не признать было бы уж просто неприлично. В свою очередь и неофиты обижаются на корифеев за их излишне покровительственный тон (не говоря уже о резком неприятии). Но это все не имеет отношения к искусству, а только лишь к свойствам человеческой натуры.
Повторим еще раз: мы ни в коем случае не даем оценку ни тем, ни другим, ни третьим. В любом подвиде кукольного искусства есть свои гении и аутсайдеры.
Данная статья – попытка провести хотя бы общий анализ ситуации, сложившейся в кукольном искусстве. Вторая задача, которую мы перед собой ставили – разбудить полемику вокруг этого вопроса. Вдруг да проклюнется среди общей неразберихи росточек здравого смысла. Вдруг да родится слово, термин или определение.
Что же касается кукольного искусства, то оно, как и всякое искусство, рождает споры, присущие любому из искусств. О прекрасном и безобразном, о творчестве и ремесленничестве, о мужском и женском видении и прочем в том же роде.
К сожалению, споры эти вечны. Ведь искусство, как сфера крайне неконкретная, оперирует и категориями неконкретными. И самой высокой оценкой в нём было есть и будет определение – «в этом что-то есть».
Авторы текста: Лия Позднякова, Вадим Мартин - АРТ-ДУЭТ НЕКУКОЛИ
Подготовка публикации: Милена Курганова, директор Международного Объединения Авторов кукол МОАК, директор галереи "Кукольный переулок" и куратор выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды" в пространстве авторских кукол в Измайловском кремле. г. Москва
Галерея работает ежедневно с 11 до 18
www.dollslane.ru
8(916)037-16-24
8(910)452-62-86