Признаюсь, долго не мог решиться на этот пост, ведь Женя до сих пор регулярно всплывает у меня перед глазами. Но т.к. у меня много друзей-катальщиков, я просто обязан ради всех сделать выводы по безопасности во фрирайде. Надеюсь, они вам помогут, и никто из вас не окажется в подобной ситуации.
Итак, начнем с того, какие в принципе типичные опасности могут подстерегать катальщиков в Шерегеше:
- В начале сезона ручьи не закрываются прочными снежными мостиками, и них можно легко провалиться.
- Снежные колодцы вокруг стволов под крупными хвойными деревьями. Залетев туда, можно самостоятельно не выбраться, да еще и сверху засыпет снегом.
- Лавин крайне мало и они небольшие, но если упасть лицом вниз, то засыпет.
- В целом, в Шерегеше ратрачат так себе, так что на трассовых лыжах можно воткнуться в плохо обработанный склон и разложиться.
Что произошло
- За выходные выпало более 1 метра снега и он практически не успел утрамбоваться.
- Мы втроем планировали срезать через лес со лба к подъемнику на Мустаг или хотя бы на Доллар. Двигались с дистанцией не более 30-50 метров друг от друга, первым всегда шел Женя. Пройдя крутяк по курумнику и перейдя в более плоскую лесную зону, в какой-то момент Женя исчез из виду. В течение минуты мы со Стасом увидели торчащий из снега борд и тут же ринулись к нему.
- Вероятнее всего Женя споткнулся и провалился вниз головой в полностью закрытый снегом ручей. Ужасным совпадением стало, что Женя не только провалился в ручей, но к тому же попал под отрицательно стоящий камень, а голова при этом оказалась под корягой.
- Мы не сразу поняли, что оказались в ручье, но было очевидно, что дело плохо, и я тут же достал из лавинного рюкзака лопату. В течение первых минут 2 Женя подавал признаки жизни, и потом уже обмяк.
- Попробовав его выдернуть, следующие минут 20 мы пытались докопать до головы, но Женя проваливался все глубже, а найти голову мешала эта проклятая коряга. И только тогда, когда стало очевидно, что шансов уже нет, мы вызвали спасателей, которые в данной ситуации не смогли бы спасти Женю, ведь время их прибытия на данную точку не менее 10 минут.
Как можно было бы избежать трагедии?
- Это настолько неудачное стечение обстоятельств, что при абсолютно любом шаге в сторону ничего вовсе бы не произошло.
- Больше людей и лопат во время спасательных работ.
Общие выводы:
- Не существует безопасного катания ни на трассах, ни за их пределами. Это всегда риск.
- Не катать фрирайд одному.
- У каждого фрирайдера должны быть как минимум бипер, шуп и лопата. Без бипера и щупа вы не найдете человека под снегом, а без лопаты не успеете его откопать. Плюс стоит иметь лавинный рюкзак и веревку с системой.
- Чтобы копать те же 15-25 минут нужна хорошая физическая подготовка. Вдобавок накиньте учащенный пульс и сбитое дыхание от спуска и паники, а так же, возможно, недостаток кислорода на высоте.
- У вас в телефоне обязательно должны быть телефоны спасателей.
- На смартфоне должно быть простейшее приложение, позволяющее в одно нажатие скопировать ваши координаты и отправить их спасателям по SMS.
⠀
Что лично я хочу сделать:
- Пройти хотя бы курсы первой медицинской помощи.
- Приобрести элементарные навыки спасения людей в горах.
- Отработать навыки поисковых работ.
- Докупить в лавинный рюкзак веревку с системой.
Будте осторожны, друзья!