Найти тему
Фотограф в отпуске

Разбор трагедии в Шерегеше 10.12.19

Признаюсь, долго не мог решиться на этот пост, ведь Женя до сих пор регулярно всплывает у меня перед глазами. Но т.к. у меня много друзей-катальщиков, я просто обязан ради всех сделать выводы по безопасности во фрирайде. Надеюсь, они вам помогут, и никто из вас не окажется в подобной ситуации.

Утренний Шерегеш при температуре -28.
Утренний Шерегеш при температуре -28.

Итак, начнем с того, какие в принципе типичные опасности могут подстерегать катальщиков в Шерегеше:

  • В начале сезона ручьи не закрываются прочными снежными мостиками, и них можно легко провалиться.
  • Снежные колодцы вокруг стволов под крупными хвойными деревьями. Залетев туда, можно самостоятельно не выбраться, да еще и сверху засыпет снегом.
  • Лавин крайне мало и они небольшие, но если упасть лицом вниз, то засыпет.
  • В целом, в Шерегеше ратрачат так себе, так что на трассовых лыжах можно воткнуться в плохо обработанный склон и разложиться.
-2

Что произошло

  • За выходные выпало более 1 метра снега и он практически не успел утрамбоваться.
  • Мы втроем планировали срезать через лес со лба к подъемнику на Мустаг или хотя бы на Доллар. Двигались с дистанцией не более 30-50 метров друг от друга, первым всегда шел Женя. Пройдя крутяк по курумнику и перейдя в более плоскую лесную зону, в какой-то момент Женя исчез из виду. В течение минуты мы со Стасом увидели торчащий из снега борд и тут же ринулись к нему.
  • Вероятнее всего Женя споткнулся и провалился вниз головой в полностью закрытый снегом ручей. Ужасным совпадением стало, что Женя не только провалился в ручей, но к тому же попал под отрицательно стоящий камень, а голова при этом оказалась под корягой.
  • Мы не сразу поняли, что оказались в ручье, но было очевидно, что дело плохо, и я тут же достал из лавинного рюкзака лопату. В течение первых минут 2 Женя подавал признаки жизни, и потом уже обмяк.
  • Попробовав его выдернуть, следующие минут 20 мы пытались докопать до головы, но Женя проваливался все глубже, а найти голову мешала эта проклятая коряга. И только тогда, когда стало очевидно, что шансов уже нет, мы вызвали спасателей, которые в данной ситуации не смогли бы спасти Женю, ведь время их прибытия на данную точку не менее 10 минут.
-3

Как можно было бы избежать трагедии?

  • Это настолько неудачное стечение обстоятельств, что при абсолютно любом шаге в сторону ничего вовсе бы не произошло.
  • Больше людей и лопат во время спасательных работ.
-4

Общие выводы:

  • Не существует безопасного катания ни на трассах, ни за их пределами. Это всегда риск.
  • Не катать фрирайд одному.
  • У каждого фрирайдера должны быть как минимум бипер, шуп и лопата. Без бипера и щупа вы не найдете человека под снегом, а без лопаты не успеете его откопать. Плюс стоит иметь лавинный рюкзак и веревку с системой.
  • Чтобы копать те же 15-25 минут нужна хорошая физическая подготовка. Вдобавок накиньте учащенный пульс и сбитое дыхание от спуска и паники, а так же, возможно, недостаток кислорода на высоте.
  • У вас в телефоне обязательно должны быть телефоны спасателей.
  • На смартфоне должно быть простейшее приложение, позволяющее в одно нажатие скопировать ваши координаты и отправить их спасателям по SMS.

Что лично я хочу сделать:

  • Пройти хотя бы курсы первой медицинской помощи.
  • Приобрести элементарные навыки спасения людей в горах. 
  • Отработать навыки поисковых работ.
  • Докупить в лавинный рюкзак веревку с системой.

Будте осторожны, друзья!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц