Найти в Дзене
Теодорычевы байки

Лабух. 2. Пионерский лагерь

Первый рассказ цикла Лабух здесь.

Каждое лето духовой оркестр дома пионеров ездил в пионерский лагерь. Это был особый вид отдыха. Наш оркестр ездил в пионерский лагерь ВМФ «Горки» - это лагерь штаба Военно-морского флота СССР. Я не думаю, что оркестр приглашали из альтруистических соображений. Скорее всего, то, что наш оркестр фактически обслуживал все мероприятия пионерского лагеря, придавало этому лагерю особый элитный блеск.

 Я в пионерском лагере "Горки". Фото из личного архива.
Я в пионерском лагере "Горки". Фото из личного архива.

В оркестре была младшая и старшая группы – всего 60 человек, так что наш оркестр базировался в пионерском лагере, как ТРЕТИЙ ОТРЯД. Обычно в пионерских лагерях номер отряда соответствовал возрасту пионеров. Чем больше номер – тем мельче пионеры.

В нашем отряде пионеры были: от шестилетнего до двадцатилетнего возраста. Двадцатилетних было четыре человека. Все они учились в консерватории, учили нас – мелочь и свято соблюдали все требования пионерского распорядка, чем приводили в полное замешательство воспитателей прочих отрядов.

Например, представьте себе верзилу ростом 1,8 метра в тщательно отглаженных черных трусах, белой рубашке и пионерском галстуке, с волосатыми ногами, рапортующего старшей пионервожатой, что командир третьего отряда, пионер Снитков построил отряд номер три для торжественной линейки.

Надо сказать, что дисциплина в нашем отряде была поистине армейской. Я не думаю, что нас специально мучили старшие ребята, просто настоящий ансамбль без дисциплины невозможен.

Шестилетних ребят у нас было два человека: Мастеров и Пустовойтов. Они так и оставались долгое время самыми маленькими среди нас. Первым делом по приезде в «Горки» старшие парни делали песочницу для младших и вовсю гоняли нас – средних, чтобы обустроить наше жилище.

Старшие также следили за нашим статусом. Например, когда какой-то великовозрастный кретин наступил на песочный замок, который делал Пустовойтов, один из наших старичков ни слова не говоря, посадил кретину синяк под глаз и сказал, что следующий раз заставит его восстановить замок.

Леня Мастеров был сыном дирижера оркестра Госцирка (на Цветном бульваре) и начал играть на трубе, на мой взгляд, еще в младенческом возрасте, так что в музыкальной грамоте он не уступал нам – мальчикам среднего возраста.

Интересна была и методика обучения музыкальной грамоте. Раз в день после основных занятий в оркестре, старшие проверяли нас – средних. Нужно было быстро ответить на вопрос типа: «Два диеза, в какой тональности? Бемольный круг? Диезный круг? Сыграй-ка вот это с листа».

Тот, кто не знал ответа на такой вопрос, назначался мыть полы в спальне. Затем проверялись инструменты. Каждый инструмент должен был блестеть так, чтобы в нем было видно отражение хозяина. Нерадивые опять таки мыли пол. Не могу сказать, что я избежал мойки полов, но с течением времени стал их мыть все реже и реже, а с переходом в разряд старших и вовсе перестал их мыть.

Позже, когда я учился в музыкальной школе, учитель по сольфеджио ставил меня в пример другим ученикам, имея в виду, что я очень старательный. И однажды прилюдно спросил меня, каким образом я занимаюсь сольфеджио, что так преуспел? Я честно ответил, что в моих наклонностях больше присутствует желание заниматься музыкой, чем мыть полы. Этот ответ был многим непонятен, и меня посчитали философствующим декадентом. Что ж – это их право.

Еще, как-то раз, в пионерлагере я разбил окно в спальне. Это было неслыханное нарушение дисциплины. Романцев Павел Карлович (ПК) – наш учитель и воспитатель сказал старшим, что накажет меня сам. Действительно через день он принес партитуру какого-то танца и посадил меня расписывать ее на партии для всего оркестра. Сам он сел здесь же.

Представьте себе кучу черненьких ноток, которые из одной книги надо перенести в другую – это занятие не для белого человека. Сам же ПК переписывал партии с партитуры довольно оригинально. Он смотрел в партитуру одну секунду и затем, насвистывая то, что увидел, с той же скоростью записывал.

Я, как мог, старался угнаться за ним, но у меня не получалось. К концу дня он сказал мне, что я отработал выбитое окно, но я сказал ему, что хочу научиться писать ноты, как он. Целую неделю я сидел и писал с ним партии для всего оркестра. Конечно, я не научился писать, как ПК, но все же начал писать ноты со скоростью словесной рукописи.

В музыкальной школе после этого я писал диктанты в два прохода. Первый раз я ставил на нотоносце точки, соответствующие высоте звуков, а второй раз записывал всю мелодию. Когда преподаватель по сольфеджио спросил меня: «Что? Это тоже связанно с мытьем полов?», то я честно ответил ему, что это мое умение приобретено при помощи разбитого окна. И опять я был не понят.

Наш пионерский отряд отдавал дань лагерю ВМФ «Горки» в виде озвучивания его мероприятий, то есть непосвященный мог бы сказать, что мы лабали халтуру. Однако этот термин здесь не применим, так как за свою работу мы получали УСЛУГИ, а не ДЕНЬГИ. Поэтому правильно было бы говорить, что мы РАБОТАЛИ ЛАГЕРЬ. Правда так никто не говорил, потому что в те годы такая языковая конструкция была непроизносима.

Наши «консерваторские» старшие товарищи совсем не унывали в пионерах. Во-первых, под их руководством в «тихий час», когда весь лагерь делал вид, что спал, мы уходили всем отрядом, с инструментами на речку и занимались там музыкой, а в перерывах плавали. В общем, сидели в воде до посинения.

Во-вторых, консерваторские наладили контакты с близлежащими селами. И мы на выходные обязательно ездили лабать халтуру в клубы этих сел. Правда речь шла не обо всем оркестре, а об ударной группе лабухов, в которую еще надо было попасть. В-третьих, Консерваторские расписали для лабухов партии «Хитов» того времени. Это были удачные произведения советских композиторов, Луи Армстронг, Элла Фицжеральд, Глен Миллер и прочее.

Нужно ли говорить, что я, хотя не сразу, попал в лабухи и послеобеденный отдых использовал для репетиции своей партии (трубы), а позже и для росписи партий новых танцев.

Особое место в этих выступлениях предназначалось нашим малышам. Леня Мастеров и Гена Пустовойтов, выступали в некоторых произведениях солистами. На публику это производило неизменно сильное впечатление. Правда малыши быстро уставали, и им надо было рано ложиться спать, так что они играли не до полуночи и их выступления чередовались номерами без их участия.

Сам я увлекся этими халтурами и начал экспериментировать с трубой, за что получил серьезный нагоняй от ПК. Он вызвал меня для разговора с глазу на глаз. Совершенно серьезным тоном он сказал, чтобы я ни в коем случае не подражал Эдди Рознеру. Эдди Рознер зажимает верхнюю губу, а это серьезно вредит наращиванию техники, которой у самого Рознера нет и в помине. Еще он предупредил, чтобы я ни в коем случае не подражал механической вибрации звука Луи Армстронга. У Армстронга две подушки вместо губ, да и играть на трубе он толком не умеет, а я собью себе амбушур (постановку губ) и меня вообще надо будет списать в инвалиды. Мнение ПК для всех нас было абсолютным, и я прекратил свои эксперименты.

Луи Армстронг. Фото из открытых источников.
Луи Армстронг. Фото из открытых источников.

Именно пионерский лагерь сделал меня настоящим музыкантом. Те, кто бренчит на клавишах фортепиано, сидя весь день в духоте своей квартиры, начинает обыкновенно ненавидеть музыку. Ансамбль (в данном случае оркестр) органично заполняет весь его досуг музыканта. У музыкантов есть своя система ценностей (свой этос), что дает ориентиры для поступков и стремлений.

Я искренне рад тому, что стал Лабухом, потому что многие, кто кривил рот в усмешке над таким достижением, к тринадцати годам от роду сами вообще никем не стали.

Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».

С уважением, Лолейт А.Т.

Читайте предыдущий рассказ " Лабух. 1. Горнист" здесь.

Читайте следующий рассказ "Лабух. 3. Футбол и музыка" здесь.

Об авторе баек читайте здесь.