Найти в Дзене
Морская коллекция

Легкие крейсера.Война и австрийское наследство. "Гельголанд".

Внедрение на военный флот турбинных силовых установок породило новый класс кораблей-легкие крейсера-более быстроходные ,более эффективные и сбалансированные корабли для разведки и крейсерских операции. В Австро-Венгерской империи первым таким турбинным крейсером стал "Адмирал Шпаун",корабль выдающийся со всех сторон,вот только турбины Парсонса ,установленные на нем,были капризны и ненадежны. Тем не менее опыт был признан удачным и командование Императорского и Королевского флота решило обзавестись еще тремя подобными кораблями. Проект ,естественно,был доработан,в связи с чем новые крейсера либо выделяют в отдельный тип,либо называют "модифицированным Шпауном" либо просто относят к типу "Адмирал Шпаун". Я выберу первый вариант.

В начале марта 1911 года был принят «специальный кредит» для усиления флота . Три корабля улучшенного типа «Адмирал Шпаун» были заказаны согласно тому же бюджету, что и линкоры-дредноутытипа «Вирибус Унитис» .Размещены заказы были на основании национальной справедливости"-заказ на один крейсер получила австрийская верфь в Триесте ,а на два-венгерская в Фиуме.

Названия корабли получили в честь побед австрийской армии и флота . Крейсер «Новара» получил своё имя в честь победы австрийцев в 1849 году над сардинской армией, «Гельголанд» — в честь морского сражения с датчанами у острова Гельголанд в 1864 году, «Сайда» — в честь взятия города Сайды (Сидона) австрийским десантом в 1840 году,когда европейские державы взяли Османскую империю под "коллективное попечение".

Классификация австрийского флота относила корабли к быстроходным крейсерам- Rapidkreuzer ,то что в Британии называли крейсерами-скаутами.Головным кораблем типа считают в разных источниках "Сайду" и "Гельголанд". Поддержим вариант с "Гельголандом",ибо на его счету более активная боевая служба.

Недостатки одного из самых совершенных легких крейсеров в мире-«Адмирала Шпауна» были очевидны-сложная и капризная четырехвальная силовая установка из 6 турбин.Работы по упрощению и улучшению конструкции начались в 1910 году и предусматривали применение двухвальной установки всего с двумя турбинами.Сэкономленные попутно 52 тонны водоизмещения позволили укрепить корпус и добавить артиллерийских стволов.Предложение увеличить калибр до 150 мм поддержки не нашло(оно повторно всплыло уже во время войны,но реализовать его не успели).Остановились на 9 100 мм пушках,которых,по расчетам должно было хватить для расправы с эсминцами и миноносцами противника.

В итоге получился весьма удачный проект,идеально вписавшийся в сложившуюся в Первую мировую войну на Адриатике тактику-операции легких сил -скоростных крейсеров типа "Гельголанд" совместно с новейшими эсминцами "Татра" и устаревшими "Хуссар",набеги на конвои,на побережье и на дозоры союзников. "Бей и беги"-для этого вооружения крейсеров было достаточно,а скорость позволяла уйти от более сильного противника.

Ни одного легкого крейсера,несмотря на активные действия,австрийцы не потеряли.

Правда во время войны они разрабатывали проекты новых крейсеров все-таки с более мощным артиллерийским вооружением.да и проект замены части орудий на 150 мм пушки тоже существовал.

«Сайда» SMS Saida ,Kreuzer G,Ersatz Frundsberg.Cantiere Navale Triestino, Монфальконе .заложен 9 сентября 1911, спущен на воду 26 октября 1912, вошёл в строй 1 августа 1914. Передан Италии(«Венеция») 31 октября 1918,в 1937 продан на слом

«Гельголанд» SMS Helgoland,Kreuzer H,Ersatz Aurora .Ganz-Danubius, Фиуме. заложен 28 октября 1911, спущен на воду 23 ноября 1912 , вошёл в строй 29 августа 1914.Передан Италии(«Бриндизи») 31 октября 1918 ,
в 1937 продан на слом

«Новара» SMS Novara,Kreuzer I,Ersatz Zrinyi. Ganz-Danubius, Фиуме. заложен 9 декабря 1912, спущен на воду 15 февраля 1913 ,вошёл в строй 10 января 1915, Передан Франции («Тионвилль») 1 ноября 1918. исключенная из боевого состава французского флота в 1932 г., служила в качестве плавказармы в Тулоне до 1941 г.

Водоизмещение-нормальное — 3500 т ,полное — 4010 т. («Новара» 3580/4417 т). Длина 130,6 м. Ширина 12,8 м. Осадка 5,3 м.
Бронирование-пояс — 60 мм;
палуба — 20 мм;
рубка — 50 мм;
щиты орудий ГК — 40…8 мм
Двигатели-2 ПТ AEG («Сайда» — Melms-Pfenniger), 16 водотрубных ПК Ярроу,30 178 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 27 узлов максимальная. Дальность плавания 1600 миль на 24 узлах,
860 миль на 27 узлах. Экипаж 340 человек.
Вооружение-9 × 1 — 100-мм/50, 1 — 47-мм/44 десантное орудие SFK . Минно-торпедное вооружение- 3 двухтрубных 450-мм ТА
(«Гельголанд» и «Новара» — 2 × 2 450-мм, 1 × 2 533-мм)

С 1917 добавилось 1 * 7 cm(66 мм) BAG L/50 зенитное орудие и торпедное вооружение заменено на 6 * 533 мм в сдвоенных установках.

-4

-5

Крейсера несколько отличались по начинке в соответствии с местом постройки- два "венгерских" (с верфи Ganz-Danubius ) оснащались турбинами AEG-Curtiss ,а австрийский «Сайда» -с Cantiere Navale Triestino -турбинами Melms-Pfenniger .В итоге силовая установка "Сайды" оказалась самой слабой и ненадежной- на испытаниях «Сайда» показала наихудшие результаты — мощность всего в 26 400 индикаторных сил вместо запланированных 29 000 и скорость в 26,747 узла вместо контрактных 27 .В эксплуатации энергетическая установка «Сайды» часто давала сбои. У венгров крейсера получились лучше- на испытаниях «Гельголанд» развил максимальную мощность в 30 026 индикаторных сил и скорость в 27,3 узла. расчётная дальность плавания крейсеров составляла 1600 миль на 24 узлах или 860 миль на 27 узлах . Турбины AEG, показали себя вполне надежными.

SMS Novara Pola
SMS Novara Pola

Бронирование кораблей соответствовало классу и было достаточно скромным. Броневую цитадель образовывали 60-мм пояс, траверзы такой же толщины и 20-мм броневая палуба, плоская по форме и опиравшаяся на верхнюю кромку пояса. В оконечностях пояс отсутствовал, защиту обеспечивала лишь 20-мм палуба ниже ватерлинии. Боевая рубка защищалась крупповской нецементированной броней толщиной 50 мм. Щиты орудий ГК, коробчатые по форме, защищались 40-мм лобовой плитой и 8-мм боковыми плитами и крышей. Элеваторы подачи боезапаса орудий и коммуникационная труба из рубки получили противоосколочную защиту.

sms saida  geschuetz
sms saida geschuetz

Традиционно достойно смотрелась артиллерия австрийцев.Девять 100-мм орудий в щитовых установках 10-cm L/50 K11 производства чешской фирмы «Шкода»( Пльзень) размещались по четыре на каждый борт и одно перед рубкой в носовой части. Орудия обслуживал 9-футовый дальномер британской фирмы Barr and Stroud. Корабли получили мощное торпедное вооружение: три двухтрубных торпедных аппарата калибра 450 мм. В ходе достройки на «Новаре» и «Гельголанде» кормовой двухтрубный аппарат заменили таким же, но калибра 533 мм. В 1917 году, так же, как и в случае с их предшественником — «Адмиралом Шпауном», планировалось перевооружить корабли, заменив два 100-мм орудия на юте и три 100-мм орудия на баке на 2 150-мм 50-калиберных, но эти планы реализованы не были. В целях обеспечения противовоздушной обороны в том же году было добавлено одно 66-мм 50-калиберное зенитное орудие. В сентябре 1915 года на «Гельголанде» и «Новаре» бортовые торпедные аппараты были заменены на 533-мм. На всех кораблях также имелось 47-мм салютное орудие, в случае необходимости используемое в качестве десантной пушки.

-8
-9

Все австрийские легкие крейсера совместно с эсминцами и миноносцами активно использовались в боевых действиях на Адриатике. «Гельголанд» ( или эсминец "Балатон" по австрийским источникам) 29.12.1915 протаранил и потопил французскую подводную лодку «Монж», а потом оторвался от преследования двух союзных эскадр. 15.5.1917 все три крейсера участвовали в набеге на Отрантский барраж,имели бой с британскими легкими крейсерами, при­чем «Новара» получила серьезные повреждения, а находив­шийся на ее борту командир отряда капитан 1 ранга Хорти был тяжело ранен.

SMS_Saida
SMS_Saida

SMS_Helgoland
SMS_Helgoland

SMS Novara  1917
SMS Novara 1917

С учетом опыта эксплуатации серии турбинных крейсеров и информации о развитии легких крейсеров в ведущих морских державах по «программе 1914 года» предполагалось строительство очередной серии крейсеров, и вопрос о замене 100 миллиметровок на орудия иных калибров вновь вышел на повестку дня. Поначалу крейсера представляли собой немного скорректированные варианты «гельголандов», только более крупных, быстроходных и сильно вооруженных . На состав вооружения, каждый из проектировщиков имел свой взгляд: одни считали, что целесообразнее вооружить крейсера шестью 150 мм орудиями, другие, что предпочтительнее будет состав из одиннадцати или четырнадцати 120 мм орудий. В итоге наибольшие шансы на утверждение получил крейсер «Проекта VII»( 1917/1918).

При полном водоизмещении 12,000 тонн, крейсер был вооружен шестью 190 мм орудиями в трех двухорудийных башнях ,расположенных линейно. Носовая и кормовая башня имели сектор обстрела 270º; средняя, расположенная между дымовыми трубами 110º на каждый борт. Пояс, барбеты и боевая рубка имели толщину 152 мм, палуба – 30,5 мм. Совокупная мощность турбин 90,000 л.с., скорость хода по проекту 32 узла. Предполагалось, что, дальность хода крейсера составит 7,000 морских миль при 20 узлах и 1800 при 32-х. Столь прогрессивный проект по понятным причинам остался только на бумаге.

Однако австрийская школа крейсеростроения ,не оставившая наследников по прямой, тем не менее оказала влияние на кораблестроительные школы Франции и Италии, которые по репарациям получили легкие крейсера уже не существовавшей к этому времени двуединой монархии…

THIONVILLE_ex_Novara
THIONVILLE_ex_Novara

После распада Австро-Венгрии 31 октября 1918 года распоряжением императора Карла корабли флота бывшей двуединой монархии передавались в распоряжение флота нового государства — Королевства сербов, хорватов и словенцев. Однако, после прибытия в австрийские порты боевых кораблей стран Антанты и их союзников югославские флаги были спущены. Решением союзной комиссии после войны «Сайда» и «Гельголанд» достались Италии (с 1920 г. соответственно «Венеция» и «Бриндизи»), «Нова­ра» — Франции («Тионвилль»). Дольше всех прослужила бывшая "Новара"- исключенная из боевого состава французского флота в 1932 г., она служила в качестве плавказармы в Ту­лоне до 1941 г.

В следующей статье будет информация по весьма интересной боевой деятельности австрийских крейсеров на Адриатике.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.