Предисловие ко второй части Тетралогии Петра М: "Азбука Теософии"
i.23. В феврале 2020-го года наступает новый этап в моей писательской работе. В 2019-м году появилась «Азбука Астрального мира». Это научное пособие имело своей целью кратко и доступно описать "ближайший" к нам Астральный мир. Читатель, изучивший данное пособие, явно уже не будет простофилей в вопросах, касающихся Астрального мира. Он сможет грамотно и полезно использовать полученную информацию в повседневной жизни. Можно сказать, что читатели этого пособия являются "подкованными людьми", и недобросовестным экстрасенсам будет не так уж и просто ввести их в заблуждение. Читателями "Азбуки Астрального мира" стали не только люди, вообще не имеющие представления об Астральном мире (получающие его впервые), но и люди с личным экстрасенсорным опытом. "Азбука Астрального мира" оказалась всем одинаково полезной и многократно превысила мои ожидания как писателя.
i.24. От читателей поступило много вопросов, выходящих за пределы Астрального мира. Одних интересовали вопросы эфирного двойника физического тела человека. Других — двухэтажный Ментальный мир и тела человека в нём. Следующих интересовал смысл жизни, устройство Космоса, вопросы реинкарнации человека и т.д. Мной рассматривалась возможность создания отдельных друг от друга Азбук, посвящённых некоторым вышестоящим мирам. Но даже после этого у читателя осталось бы множество вопросов без ответа. По сути, "Азбука Астрального мира" представляет собой стопку листов, вырванных из Теософской модели мироустройства. Вместо того, что бы вырывать новые пачки листов о вышестоящих мирах, мой решено рассказать читателю сразу обо всей Теософской модели мироустройства. Но откуда же вообще взялась Теософская модель, ведь о ней ничего не известно?
i.25. Во введении первой темы "Азбуки Астрального мира" утверждалось, что на планете во все времена появлялись особенные люди: красивые, сильные, духовные, справедливые, умные, экстрасенсы (медиумы, йоги). Многие из экстрасенсов на научных принципах занимались изучением устройства Природы. Экстрасенсы делились друг с другом своими наблюдениями, анализировали информацию, каталогизировали, систематизировали, подвергали её критическому анализу. Та часть наблюдений, что выдерживала все виды проверок, становилась объективным фактом среди профессионалов.
i.26. Долгое время доступ к подобной накопленной информации был закрыт от массового потребителя. Её прятали от посторонних глаз в библиотеках за большими стенами или до неузнаваемости шифровали тексты. В течение многих тысячелетий доступ к такой профессиональной информации мог получить только ученик, прошедший строгий отбор. Вдобавок к этому, сама Европейская цивилизация, принявшая Христианство, не сильно интересовалась профессиональной информацией об устройстве Природы. Период последних двух тысяч лет хорошо описала Блаватская Е.П.: «Долгое время Европейские народы жили в периоде мысленного сна, в котором мыслить на религиозные вопросы разрешалось только через специально назначенного для этого посредника — Церковь».
i.27. Примерно 150 лет тому назад этому принципу был положен конец. В США 15 ноября 1875-го года 3 человека зарегистрировали некоммерческую организацию «Теософское Общество — Theosophical Society» (ТО). Позднее, в 1895-м году, штаб-квартира этого общества переехало в Индию. Опять же в 1875-м году, уже в Британской Империи, другие люди образовали «Психологическое Общество Великобритании — Psychological Society of Great Britain». На его основе в 1882-м году образовано «Общество Психических Исследований — Society for Psychical Research»(ОПИ). Вышеуказанные организации существуют по сегодняшний день!
i.28. Именно 1875-й год нужно рассматривать как дату, с которой Европейская цивилизация предприняла попутку организованного научного изучения сверхъестественного автономно от Церкви. Почему «Общество Психических Исследований» (ОПИ) называется обществом психологов? Нет ли здесь ошибки? Ошибки здесь нет. Если перевести слово экстрасенс на Английский язык, результатом будет слово psychic, означающее психический (прилагательное) или psychical (существительное). Именно слово psychical закрепилось в Английской культуре как слово, обозначающее экстрасенсов и все явления, с ними связанные. Поэтому, если в Англо-культурной стране Вы увидите надпись "Psychical", это означает офис экстрасенса, а не психолога.
i.29. Британское "Общество Психических Исследований" занималось наблюдениями, связанными со спиритуализмом, медиумизмом и другими сверх-физическими способностями людей. Это общество начинало исследования, можно сказать, с нуля, не имея никакой концепции относительно мироустройства целиком и причин наблюдаемых феноменов. "Теософскому Обществу", наоборот, не надо было начинать работу с нуля. Соосновательница общества Блаватская Е.П., на момент создания организации уже обладала знаниями о фундаментальных основах мироустройства, которые она ранее и тайно получила на Востоке.
i.30. У Британского "Общества Психических Исследований" не было штатных экстрасенсов. Поэтому они не могли самостоятельно проводить опыты, перепроверять чужие наблюдения и утверждения. Они были ограничены лишь наблюдениями за экстрасенсами разного уровня способностей, обычно ограниченных Эфирной частью Физического мира или Астральным миром. Само собой, столь низкая квалификация наблюдаемых экстрасенсов не могла позволить ОПИ Британии создать целостную и фундаментальную картину мироустройства. Для примера, реинкарнация человека начинается с Казуальной части Ментального мира, поэтому не может быть наблюдаема астральным экстрасенсом, сотрудничающим с ОПИ.
i.31. Сооснователем "Теософского Общества" была экстрасенс Блаватская Е.П. Причём она была не просто экстрасенсом, способным наблюдать Астральный мир в состоянии бодрствования, а профессиональным йогом. Это означает, что она способна изучать две части Ментального мира, Будхический мир и, возможно, Атмический. Кроме того, Блаватская Е.П. прошла профессиональную подготовку в части идентификации наблюдаемых явлений, что для изучения Астрального мира является крайне важным. Вдобавок к способностям самой Блаватской Е.П. в "Теософском Обществе" тех лет были и другие экстрасенсы, прошедшие профессиональную подготовку в части сверх-физического восприятия (Ледбитер Ч.Э., Безант А.В. и другие).
i.32. Таким образом, именно в 19-м веке в "Новом Свете" и "Старом Свете" (США, Британия) появились две противоположные организации. Одна из них — "Общество Психологических Исследований" Британии, совершила очень много полезных наблюдений в области сверхъестественного. Но так и не смогла создать чёткой модели мироустройства по вышеприведённым причинам. Для тех читателей, которые ещё ищут доказательства сверхъестественных способностей человека (спиритуалист, медиум, экстрасенс) или доказательства существования жизни за пределами Физического мира, я советую ознакомиться с работой ОПИ Британии. Эти наблюдения велись на протяжении аж 138-ми лет, но доступны в интернете лишь на Английском и Французском языках.
i.33. История существования другой организации — "Теософское Общество" Индии — совсем иная. Соосновательница общества Блаватская Е.П. передала Европейской цивилизации часть тайных знаний, носящих фундаментальный характер в области мироустройства. Позднее, на базе этого информационного скелета теософами-экстрасенсами этой же организации было сделано множество открытий и наблюдений (Безант А.В., Ледбитер Ч.Э.). Они существенно расширили объективные знания Европейской цивилизации в области Астрального, Ментального и других миров. Можно смело заявить, что "Теософское Общество" внесло неоценимый фундаментальный вклад в области познания невидимых миров. В итоге, вышеуказанная информация стала третьей самостоятельной концепцией, описывающей мироздание (то, как мир создавался) и мироустройство (то, как мир функционирует). Теперь у Западной цивилизации существует три крупных модели: Церковная, Теософская, Научная.
i.34. Для читателей, которые уже прошли стадию выяснения вопросов о существовании сверх-физических способностей человека и невидимых миров, я советую ознакомится именно с Теософской литературой. В настоящий момент библиотека "Теософского Общества" просто огромна по объёму. Она не представляет собой одну или несколько книг. Теософская литература состоит из: а) статей разных теософов (в том числе опубликованных в периодических журналах); б) разных статей, собранных и опубликованных как одна книга; в) книг разных теософов; г) фундаментальных трудов по Теософии основательницы общества Блаватской Е.П.; д) различные исторические книги Востока, Азии, Египта и т.д.
i.35. Для качественного изучения Теософской литературы потребуется время, исчисляемое не месяцами, а годами. Задача осложняется тем, что не вся литература по Теософии переведена Русский язык. У "Теософского Общества" нет электронной библиотеки. Многие статьи теософов существуют только в формате фотографий текстовых страниц и т.д. Сама же литература де́лится на уровни сложности, требующие от читателя разного объёма минимальных познаний по Теософии.
i.36. Вследствие того, что: а) Теософская модель мироустройства огромна по своему объёму, б) охватывает множество тем в разных областях (от зарождения Космоса и его объектов, появление человечества и его смысла жизни до устройства вышестоящих миров), в) требует различной минимальной подготовки её читателей, г) литература лишь частично переведена на Русский язык, д) часть литературы трудно находима в интернете — мной решено создать "Азбуку Теософии", доходчиво разъясняющей читателю суть Теософской модели мироустройства.
i.37. В отличие от "Азбуки Астрального мира", в "Азбуке Теософии" появиться много новых терминов, и без специального словаря больше не обойтись. Необходимо специальное место, куда читатель может обратиться за быстрым поиском забытого им термина. Теперь не будет необходимости пересматривать предшествующие темы Азбуки, чтобы найти значение нужного термина (Словарь терминов Тетралогии Петра М.).
i.38. За 150 лет существования ТО Индии было издано множество теософской литературы, но среди её многообразия можно выделить несколько фамилий, чьи работы считаются очень авторитетными как внутри самого "Теософского Общества", так и за его пределами. Вот список этих Великих людей:
А) Соосновательница "Теософского Общества", уроженка Российской Империи Блаватская Елена Петровна (1831г.р.);
Б) Чарльз Уэбстер Ледбитер, уроженец Британской Империи (1854г.р.);
В) Анни Вуд Безант, уроженка Британской Империи (1847г.р.).
i.39. Этих людей можно смело назвать китами Теософии среди других представителей теософского сообщества. Именно эта тройка создала основополагающие и фундаментальные труды по Теософии. Следует отметить и другую группу людей, внёсших немалый вклад в Теософию. Это Таллапраджада Субба Роу (1856г.р.), Альфред Перси Синнет (1840г.р.), сооснователь "Теософского Общества" Генри Стил Олькотт (1832г.р.) и д.р.
i.40. Теософия основана на полной свободе мысли любого её читателя. Онани кого не принуждает верить или принимать какую-либо конкретную точку зрения. Каждый волен сам выбирать, работы каких теософов считать авторитетными и правильными, а каких нет. Блаватская Е.П., Безант А.В. и Ледбитер Ч.У. предостерегали читателей всех поколений о превращении книг теософов в непогрешимые догматические писания. Про свои книги, которые многие считают фундаментальными, Блаватская Е.П., по сути, поясняла следующее: "Это далеко не идеальная попытка передать Европейской цивилизации часть тайных знаний Востока". Ледбитер Ч.У. также предостерегал людей от веры во что-либо на основе известности и авторитетности автора источника, кем бы он ни был как человеком, так и Сверх-человеком.
i.41. Когда проверяешь источник информации, и он подтверждается во множестве случаев, человек признаёт такой источник «заслуживающим доверия». Больше он не проверяет информацию из него, если для этого нет веских причин. Можно сказать, что в настоящий момент времени фундаментальные книги по Теософии являются именно таковыми, т.е. «заслуживающими доверия».
i.42. Любую информацию можно поделить на два больших вида: информация о фактах и информация, трактующая факты (гипотезы, комментарии). Для примера возьмём гравитацию нашей планеты. Всем известно, что предметы притягиваются к центру планеты. Это информация есть объективный факт. А вот всевозможные гипотезы и комментарии о том, каким образом это происходит, есть попытка трактовать факт. Сегодня наука обладает одним объёмом информации и трактует гравитацию одним способом. Через десятки лет количество информации у науки измениться. Вместе с этим поменяется и трактовка факта гравитации.
i.43. Гипотезы, трактовки и комментарии постоянно меняются, а вот сами факты остаются неизменными. Через десятки лет факт притяжения предметов к центру планеты останется таким же, как сегодня. В Теософии есть свои установленные факты, о которых мы будем говорить позже в Азбуке. Они не изменятся ни через 100 лет, ни через миллион лет. Но в Теософии, точно так же как и в науке, есть множество наблюдений, которые не могут считаться фактами, а только гипотезами.
i.44. Некоторые пытаются возвести свои или чужие наблюдения в область непогрешимой истины или объективного факта. Когда появляются новые наблюдения, частично или полностью опровергающие первоначальные, такие люди испытывают страдания, неприязнь, злость, ненависть, так как любимые концепции рушатся на глазах. Тот, кто живёт в области фактов, не будет испытывать страдания, так как они нерушимы. Но те, кто построил свои взгляды на жидком фундаменте изменчивых гипотез (комментариев или трактовок фактов), поступил опрометчиво. Рано или поздно он столкнётся с необходимостью преобразования или разрушения любимых догм. Советую всем читателям не возводить гипотезы (трактовки) в рамки догматизма, основываясь на том, что это слова авторитетного человека (человека, астрального человека или даже Сверх-человека).
i.45. Что не так уж давно заявила наука? «Авторитетов мы уважаем, но доказательства (разум, логику, здравый смысл) уважаем больше». С этого момента наука перестала быть догматичной, а такое было, даже не сомневайтесь. Наука стала живой и изменчивой, хоть и не во всех областях одинаково. Она стала развиваться огромными шагами. Наука сделала правильный выбор!
i.46. Рекомендация теософов: не нужно принимать положения Теософии только из-за того, что это сказали авторитетные люди (или же Сверх-люди). Пропустите эту информацию через свой ум или сердце, у кого что важнее, а также через логику и здравый смысл. Если информация не нашла препятствия, можете принять её и сделать частью своего миропонимания. Если же это не так, отпустите её. Возможно позднее, когда появятся новые сведения по этому вопросу, Вы к ней вернётесь и примите её.
i.47. "Теософским Обществом" выпущена серия из семи книг, самого малого уровня сложности, предназначенная для знакомства с Теософией:
1) Theosophical Manuals, No. 1: The Seven Principles of Man. (1892) — Пособие по Теософии №1 Семь принципов человека — Анни Безант (не переведена);
2) Theosophical Manuals, No. 2: Reincarnation (1892) — Пособие по Теософии №2 Реинкарнация — Анни Безант (не переведена);
3) Theosophical Manuals, No. 3: Death & After (1894) — Пособие по Теософии №3 Смерть и потом— Анни Безант (переведена);
4) Theosophical Manuals, No. 4: Karma (1895) — Пособие по Теософии №4 Карма — Анни Безант (не переведена);
5) Theosophical Manual № 5: The Astral Plane (Its Scenery, Inhabitants and Phenomena) (1895) — Пособие по Теософии №5 Астральный план (его пейзаж, жители и явления) — Чарльз Ледбитер (переведена);
6) Theosophical Manual № 6: The Devachanic Plane or The Heaven World (Its Characteristics and Inhabitants) (1896) — Пособие по Теософии №6 Ментальный план или Небесный мир (его характеристики и обитатели) — Чарльз Ледбитер (переведена);
7) Theosophical Manuals, No. 7: Man and His Bodies (1896) — Пособие по Теософии №7 Человек и его тела — Анни Безант (переведена);
К этой категории можно отнести книгу 1912-го года, Чарльза Ледбитера — A Textbook of Theosophy — Учебник по Теософии (к сожалению, не переведена на Русский язык, но интересующимся можно воспользоваться онлайн-переводчиком);
i.48. Ко второму уровню сложности, уже требующего некоего объёма информации, можно отнести бо́льшую часть Теософской литературы. Перечислять её не имеет смысла из-за огромного количества.
i.49. Третий уровень сложности, требующей большого объёма предварительной информации как по Теософии, так и по мировым религиям, составляют фундаментальные труды основательницы ТО Блаватской Е.П.:
1) Isis Unveiled — Разоблачённая Изида — 1877 (Блаватская тренировалась как писательница);
2) The Secret Doctrine — Тайная доктрина (2 тома) — 1888 (Главная книга Блаватской);
3) The Voice of the Silence — Голос Безмолвия — 1889;
4) The Key to Theosophy — Ключ к теософии — 1889;
5) Gems from the East — Жемчужина Востока — 1890;
6) Transactions of the Blavatsky Lodge — Протоколы ложи Блаватской — 1890;
7) Esoteric Section of the TS Instructions — Инструкции для учеников внутренней группы ложи Блаватской 1890 (позднее рассекречены и опубликованы Президентом "Теософского Общества" Безант, в третьем томе "Тайной Доктрины" 1897);
i.50. Если читатели желают получить информацию в бо́льшем объеме, чем в этой Азбуке, вышеприведённый перечень должен помочь в первоначальном поиске.
i.51. Как сказала одна девочка: «Бабушка, зачем ты мне подсовываешь старые сказки» имея в виду сказки Советского Союза в 21-м веке. Многие читатели нередко задают тот же вопрос: «На дворе 21-й век, дайте список более качественных и современных книг по Теософии или Астральному миру». Книги 19–20-го веков многие считают устаревшими и не отвечающими духу современного времени.
i.52. Сегодня много людей, как имеющие личный экстрасенсорный опыт, так и нет, занимаются изучением невидимых миров. Одни исследователи делятся своими наблюдениями через литературу, блоги, частные консультации. Другие — нет. Из всех современных писателей и исследователей я не могу порекомендовать никого, так как незнаком с их трудами в связи с отсутствием свободного времени.
i.53. Есть веская причина читать именно книги фундаменталистов Теософии (Блаватская, Безант, Ледбитер). Ведь они существенно превышают современных исследователей-экстрасенсов (и меня как писателя Азбуки). Для объяснения этого приведу цитату из "Пособия по Теософии №6 Деваханический план или Небесный мир — Чарльз Ледбитер":
«Для ученика оккультизма, обучающегося у компетентного учителя, ошибка невозможна, исключая разве случаи большой спешки или невнимательности, поскольку такой ученик проходит длинный и разнообразный курс наставлений в этом искусстве верного ви́дения. Учитель или, возможно, более продвинувшийся ученик снова и снова представляет перед ним всевозможные формы иллюзии и спрашивает его: что ты видишь? Затем всякие ошибки в его ответах поправляются и объясняются их причины, пока неофит постепенно не приобретает в работе с явлениями Астрального плана такую уверенность, которая даже много превышает возможную в физической жизни. Ему нужно научиться не только правильно видеть, но и верно интерпретировать, переводя память увиденного с одного плана на другой. Для этого ему придётся, в конце концов, научиться без перерыва переносить своё сознание с Физического плана на Астральный или Ментальный и обратно, ибо пока это не будет сделано, всегда остаётся возможность, что его воспоминания будут частично потеряны или искажены в тот пустой перерыв, разделяющий периоды его сознания на разных планах. Когда способность переноса сознания освоена в совершенстве, ученик получает преимущество пользоваться своими астральными способностями не только во время сна или когда тело находится в трансе, но и при полном бодрствовании в обычной физической жизни.».
i.54. Блаватская, Безант и Ледбитер отличаются от других экстрасенсов не только способностью исследовать миры выше Астрального (двухэтажный Ментальный, Будхический, Атмический). Но и тем, что прошли специализированный курс обучения у Сверх-людей по правильной идентификации объектов и явлений в невидимых мирах. Их можно сравнить с прибором для измерений, который прошёл на заводе испытания, называемые поверкой на точность показаний. После этих испытаний прибор получает паспорт, и его можно официально использовать для точных измерений. Можно сказать, что Блаватская, Безант и Ледбитер прошли испытания у Сверх-людей и получили паспорт точности относительно своих наблюдений. Именно этот факт отличает фундаменталистов Теософии 19–20-го веков от обычных экстрасенсов.
Петр М.
(Редакция от 13 ноября 2025)
При создании данной статьи использовались частично или полностью изображения следующих авторов: 1) Космос Земля и Луна (изображение со свободной лицензией c сайта pixabay.com)