Финн, по происхождению, Тойво Васильевич Ряннель привнёс в свое творчество синтез двух культур, благодаря которому работы его по-настоящему наполненные и живые, сохранившее морозную свежесть, только что запечатлённых красками, лесов и гор. Но путь мастера, как и любого талантливого человека, был труден и тернист.
А началось всё с политических репрессий, грубой и жестокой волной захвативших всю страну. Тогда, в 30-е годы, Тойво Васильевич, будучи ребёнком, уже осознавал всю драматичность происходящего, когда его вместе с семьёй выслали в Сибирь. Но подобное потрясение всё же не сломило волю художника, а только укрепило его веру в добро и любовь к окружающему миру.
Ряннель не только быстро привык к месту ссылки, но и полюбил всем сердцем заповедный уголок Сибири, где его семье пришлось обосноваться, а позже искренне восхищался своим новым домом:
«Оставшись без родины, без родного языка, мы отчаянно пытались освоиться на сибирских просторах, где были рассеяны по разным спецлагерям и спецпоселениям. В основном мне встречались люди хорошие. Впитывая их пример, мне удалось выбраться из опасной зоны обвалившихся подвалов нашей жизни. Я стал художником. Мои труды я посвятил людям, обустраивающим Сибирь, и ее могучей природе – колыбели, давшей нам здоровье, силу и характер».
Настоящий интерес к живописи проснулся у Ряннеля от «прикосновения» к творческому потенциалу великих художников России, при посещении Третьяковской галереи, экскурсия в которую была буквально выбита для него любимым директором школы Николаем Алексеевичем Роговым.
По возвращении из Москвы Ряннель утвердился в своём намерении посвятить себя живописи, но его ожидало новое потрясение. Директор Рогов, наставник и главный вдохновитель учеников, объявлен врагом народа и арестован.
Политическая нестабильность всегда была определяющим фактором в развитии творческой жизни страны. Ощущение тревожности и небезопасности подтолкнули Ряннеля к любимому жанру – пейзажу, ведь в природе всегда всё просто и ясно, даже страсти, кипящие вокруг, слишком безмолвны и не нарушают общей гармонии.
Покой и стабильность, отсутствие необходимости творить по заказу государства и канонам соцреализма – вот что дает побег в мир природы и безграничной красоты сибирских просторов.
Художник выработал свой собственный стиль, его произведения легко узнать среди прочих авторов. Ряннель много работал с акварелью и темперой, накладывая краски лёгкими, быстрыми мазками. Такая техника создавала впечатление воздушности, пушистости и сказочности в его зимних пейзажах.
После отъезда в Финляндию Ряннель не забывал о месте, в котором начался его творческий путь. Он часто возвращался в Красноярск и с приятной грустью вспоминал о проведённом здесь времени. Продолжал выставляться и сотрудничать с музеями.
Скончался Тойво Васильевич в 2012 году в Финляндии.
Ряннель очень полюбил сибирскую землю, не смотря на все тяготы и трудности, что ему довелось здесь перенести. И не просто полюбил, но и воспел его в своём замечательном многогранном творчестве. До конца своих дней он не переставал ощущать свою связь с Сибирью, и бесспорно, считал себя уникальным «финским сибиряком».