Цыгане на Киевской вместо ТЦ «Европейский», кроссовки, успевающие почернеть, пока дойдешь до метро, выбрасываемый из окон мусор — своими воспоминаниями о Москве их юности делятся те, кто родился в 1980-х. А также рассказывают, что им нравится в городе сейчас. Слово Ирине ФЕДОТОВОЙ.
В конце 80-х - начале 90-х, могу вам сказать со всей ответственностью, в Москве было огромное количество грязи. Осенью и весной нельзя было дойти до остановки и сохранить чистую обувь. Это было просто нереально. В общем, всех тех, кто жалуется, что сейчас Москва стала слишком «вылизанной», мне хотелось бы пригласить прогуляться вместе со мной в 90-х по району где-нибудь в октябре, после дождя. Я бы посмотрела на ваши белые кроссовочки:)
Кстати, мусора тоже было много. Мы жили на 1-м этаже и имели счастье ежедневно видеть, что люди выкидывают в окно. Было ощущение, что многие используют его вместо мусорного ведра. Мусор мы собирали сами. Один раз во время такого «субботника» нам с папой на голову кто-то из добрых соседей скинул огромный острый тесак. К счастью, никто не пострадал. Нож мы забрали в качестве трофея и еще долго потом рубили им мясо.
Да, было меньше машин и меньше людей, воздух был чище, небо – голубее, а трава… Нет, вместо травы был бурьян, все росло где и как попало, газоны никто не стриг, зелененькую травку и цветы не высаживал. В общем, город был в естественном, так сказать, виде. Неухоженный, но родной.
Мы жили недалеко от Киевского вокзала, там, конечно, не было никакого ТЦ «Европейский», скорее ТЦ «Цыганский». На пыльной площади шла хаотичная торговля, продавали все подряд (мне кажется, часто краденное). Помню блоки польских сигарет, жареные клёклые пирожки… И, конечно, извечные цыганки. Мы научились ловко с ними обращаться, даже знали несколько фраз на цыганском, но лучшим способом быстро отделаться было их просто послать. Действовать нужно было быстро, решительно и грубо. Иначе можно было запросто остаться без денег и вещей. Частыми жертвами цыганской мафии становились приезжие. Они терялись, вступали в разговор, некоторые даже соглашались на гадание. Заканчивалось это плохо.
Пожалуй, есть и то, по чему я скучаю. Первое – это открытый бассейн «Москва» на Кропоткинской. Хотя там были ужасные, ледяные раздевалки – голову приходилось сушить в Пушкинском музее. Однако само ощущение того, что ты в лютый мороз плаваешь в центре Москвы – непередаваемо. В воде было тепло, вокруг стояла паровая дымка. Помню, как подплываю к бортику, а в нескольких метрах, на улице, за низким заборчиком стоит бабушка в шубе, меховой шапке и ждет меня.
Второе – это магазин «Рыба» на Кутузовском. Там было несколько длинных залов, прилавки и вдоль стен огромные аквариумы, где плавала живая рыба. Мы покупали там жирного нежного карпа, нужно было выбрать и ткнуть пальцем. Пока везли домой, он трепыхался, и со стороны казалось, что мамина сумка живая. Да, это, конечно, жестоко, но ничего вкуснее я не ела.
Что есть сейчас? Есть бесконечные пробки. Но зато и прекрасная транспортная система. Как же четко стали ходить автобусы, троллейбусы и трамваи! А электронные табло со временем прибытия? А приложение "Транспорт"? Вспоминаю бесконечное ожидание автобуса в детстве: практически темно (да, с освещением тоже было не очень), сильный мороз (-15, -20 в январе - обычная температура), сидишь 10, 20, 30 минут. И ничего не едет. И неизвестно, приедет ли. Постепенно перестаешь чувствовать ноги, руки, на ресницах пушистый иней. Наконец, приползает неуклюжий автобус с гармошкой посредине, радостно взбираешься внутрь, а там такая же температура, как на улице.
Кстати, вызвать такси тоже было непросто. Если сейчас вся процедура - от заказа в приложении, до приезда водителя - занимает 5 минут (мой любимый момент – оплата в телефоне, приложил палец и все, никаких тебе «нет сдачи, извини»), то раньше это был целый квест. Например, когда мы летом собирались выезжать на дачу с миллионом тюков, папа бегал километра за два, в место, где «паслись» таксисты, вылавливал одного, договаривался и привозил к дому.
В общем, я вижу, что в Москве правда много сделано для комфорта и удобства горожан. В других городах – и в Европе, и в Америке – я такого не встречала. Когда возвращаюсь из Нью-Йорка и захожу в московское метро, мне хочется припасть к его свежепомытому полу и расцеловать каждую плиточку.
Поколение 50-х: "Даже во время оголтелой борьбы за трезвость здесь продавался очень вкусный мускат"; «Я страстный пешеход и обожаю собянинскую плитку всем назло!». Поколение 60-х: "Над бабушкиной 9-этажкой, как Годзилла над детским паровозиком, нависали 40-этажные монстры". Поколение 70-х: "Было весело, интересно, немного дико и совсем не безопасно"