Появление самодвижущихся мин(торпед) кардинально изменило войну на море. Особенно сильный интерес это вызвало у морских держав второго-третьего эшелона. Многообещающие перспективы нового оружия сулили возможность противостоять более сильному флоту.
Одним из лидеров в освоении "чудо-оружия" стала Испания. Она стала одной из создательниц нового класса кораблей-истребителей или разрушителей, далее эскадренных миноносцев. Капитан флота де Навио Фернандо Вильяамиль разработал специальный корабль для борьбы с вражескими миноносцами под говорящим названием «Деструктор» (по действовавшей классификации торпедную канонерскую лодку). Его построила для Испании шотландская фирма J&G Thompson из Клайдбанка.
После того как англичане доработали концепцию, создав корабли, названные с легкой руки Джона Фишера, дестройерами, Испания стала заказчиком новых кораблей второй, после России с ее "Соколом".
Постройку серии дестройеров поручили уже знакомой J&G Thompson. Шотландцы строили быстро и качественно. Заложенные в феврале два головных эсминца вступили в строй уже в ноябре , всего за восемь месяцев.
Корабли получили грозные имена-"Фурор"(ярость) и "Террор"(без комментариев). "Фурор"стал первым эсминцем испанского флота. На момент постройки это были самые мощные представители этого класса в мире. Они были больше, быстрее и несли больше вооружения, чем первые британские "26 узловые" истребители или русские "Соколы". "Фурор" с почти 400 тоннами, парой 75 мм и парой 57 мм пушек смотрелся гораздо более серьезно, чем 240 тонный "Сокол" с одним 75 мм и тремя 47 мм орудиями. Его залп был вдвое тяжелее.
Еще не получив первую пару эсминцев, испанцы заказали шотландцам (в апреле 1897 года компания-строитель изменила название на Clydebank Engineering & Shipbuilding Co.) еще четыре эсминца по усовершенствованному проекту с увеличенной до 30 узлов скоростью. Они получили имена-“Audaz”, “Osado”, “Plutón”, “Proserpina” (смелый, отважный и персонажи античной мифологии) .
“Прозерпина” значительно отличался от систершипов по внешнему виду-он был двухтрубным.
К началу войны испанский флот имел шесть самых современных в мире эсминцев. У испанцев они проходили как contratorpederos, контрминоносцы. Американцы заложили свой первый эсминец только в 1899 году. В 1898 году у них ничего подобного не было.
«Фурор»“Furor”J & G Thompson, Clydebank, UK.заложен 21.02.1896. спущен на воду 1896. вступил в строй 21.11.1896. погиб 3.7.1898 в бою у Сантьяго, потоплен американской вооруженной яхтой « Gloucester» .
“Terror”J & G Thompson, Clydebank, UK. заложен 9.02.1896. спущен на воду 28.08.1896. вступил в строй 20.11.1896. Списан 10.1922
Водоизмещение стандартное 370(376) тонн,нормальное 380 тонн.полное 450 тонн. Длина наибольшая 67,06 м, ширина 6,71 м, осадка 1,68 м.
Силовая установка- двухвальная, две паровые машины тройного расширения, 4 Нормандских котла, 6000л.с., скорость 28 узлов. Запас топлива 100 тонн угля (обычный). Дальность хода 900 миль, 1100 миль на 15 узлах. Экипаж 67 человек.
Вооружение- 2 x 1 - 75 мм /42 14-фунтовые пушки Nordenfelt M1898 , 2 x 1 - 57мм/42 6-фунтовые пушки Nordenfelt, 2 x 1 - 37 мм /27 пушки Maxim. два 356-мм (14") торпедных аппарата.
В 1920 году "Террор" переоборудован для установки мин.
“Audaz”J & G Thompson, Clydebank, UK. заложен 1897, спущен на воду 06.02.1897, вступил в строй 03.1898. Списан 6.1924
“Osado”J & G Thompson, Clydebank, UK. заложен 1897 , спущен на воду 16.03.1897, вступил в строй 04.1898. Списан 1925
“Plutón”J & G Thompson, Clydebank, UK. заложен 12.02.1897 , спущен на воду 1897, вступил в строй 4.11.1897. погиб 3.7.1898 в бою у Сантьяго, потоплен американской вооруженной яхтой « Gloucester» и броненосцем «Indiana»
“Proserpina” J & G Thompson, Clydebank, UK. заложен 1897 , спущен на воду 25.10.1897, вступил в строй 04.1898. Списан 1931
Нормальное водоизмещение 400 т, полное 430 тонн( "Прозерпина"-457 тонн). Длина наибольшая 66,6/69,8 м, ширина 6,88 м, осадка сред. 1,79, максим. 3 м.
Двигатели-две паровые машины тройного расширения, 2 винта, 4 нормандских котла, 7500 л.с., проектная скорость 30 узлов. Запас топлива 100 тонн угля (обычный). Дальность хода 1100 миль на 15 узлах. Экипаж 67 человек.
Вооружение: 2 x 1 - 75 мм /42 пушки Nordenfelt M1898 , 2 x 1 - 57 мм /42 пушки Nordenfelt, 2 x 1 - 37 мм /27 орудия Maxim, два 356-мм торпедных аппарата.По др. данным-одна 76-мм и пять 57-мм пушек, два 356-мм торпедных аппарата
В 1920 Audaz, Osado, Proserpina переоборудованы для установки мин.
Proserpina прошел модернизацию в 1916 году.
Апрель 1898 года застал три из шести новеньких испанских эсминцев-«Фурор», «Террор» и «Плутон», в составе Первой эскадры вице-адмирала Серверы в районе островов Зеленого мыса. Эскадра получила приказ отправляться на Кубу, защитить остров от американского флота. На острове кубинские повстанцы вели кровавую борьбу с испанскими колонизаторами. Американцы планировали высадить на Кубу свои войска для защиты демократических и гуманитарных ценностей.
Миноносцы адмирал через Атлантику с собой брать не стал, да и по поводу истребителей у него были серьезные сомнения-
«Что касается «истребителей» «Фурор» и «Террор», то их листы носовой обшивки сдают при волнении, причем несколько шпангоутов у них уже переломилось. «Истребитель» «Плутон» обладал таким же недостатком, когда он шел из Англии, и поэтому ему скрепляли носовую часть в Ферроле».
Миноносцы отправили в Испанию, а эсминцы большую часть пути пришлось вести на буксире из-за постоянных неполадок и нехватки угля.
Эскадра, достигнув 10 мая Мартиники, столкнулась с острой угольной недостаточностью. Корабли испанской эскадры разбрелись по региону побираться углем в местных портах. "Фурор" с "Террором" пытался получить уголь в Фор-де-Франс. Однако все оказалось не так просто. Французы демонстративно соблюдали международное право. Буквально перед испанцами из порта вышел американский вспомогательный крейсер USS Harvard и требовалось выдержать паузу в 48 часов, прежде чем выпустить корабли другой воюющей страны. Но "Фурор", под предлогом испытания машин, вырвался через сутки. "Террор", имеющий проблемы с ходовой частью, остался.
Оставшаяся без "Террора" эскадра 14 мая зашла на голландский Кюрасао. С также скрупулезно соблюдавшими нейтралитет голландцами удалось договориться только о 600 тоннах угля для броненосных крейсеров "Бискайи" и "Инфанты Марии Терезы". 19 мая испанцы добрались до Сантьяго-де-Куба, где Сервера планировал пополнить запасы и привести корабли в порядок после трансатлантического перехода.
Однако уже 27 мая порт был заблокирован подошедшей американской эскадрой. 37 дней блокады выдержали испанские моряки. Экипажи кораблей активно привлекались для строительства сухопутных укреплений, некоторые присоединились к защитникам города.
Во время одного из американских обстрелов гавани "Фурор" получил снаряд в угольный бункер, но обошлось без серьезных повреждений.
К началу июля американские войска и повстанцы вплотную подошли к городу. 1 июля на совещании местного "совета обороны" было принято решение о прорыве эскадры. Продовольствия у осажденных было мало и несколько тысяч едоков уменьшали его еще быстрее.
Прорыв назначили на 3 июля. 2 июля экипажи кораблей, в т.ч. и эсминцев, вернули с позиций на береговых укреплениях. План Серверы был прост- впереди шли четыре броненосных крейсера, за ними два эсминца. Головной крейсер "Инфанта Мария Тереза" атакует самый быстроходный броненосный крейсер американцев-"Бруклин", связывает его боем, предоставляя возможность остальным уйти, не ввязываясь в бой.
В 8 -45 испанские корабли начали движение. В 9-35 они были замечены американцами. Огонь противники открыли практически одновременно. Четыре испанских броненосных крейсера шли на запад, эсминцы старались идти за ними, прижимаясь к берегу. Оторваться не удалось. Через полчаса испанцев настигли.
Вес залпа американской эскадры был в три раза больше испанской. Экипажи американских кораблей были сытые и отдохнувшие, испанцы только вернулись с постройки сухопутных укреплений и боев, месяц живя на голодном блокадном пайке. Испанцам пришлось использовать тот некачественный уголь, который удалось найти, а их корабли, после длительного перехода, не прошли необходимый ремонт и чистку.
Шансов практически не оставалось.
Эсминцы были накрыты огнем вражеских броненосцев и крейсеров и получили несколько попаданий, в погоню за ними была отправлена вооруженная яхта "USS Gloucester", пусть и менее мощная, но без повреждений.
Обстрел эсминцев с яхты шел успешно, было зафиксировано несколько попаданий. Росло количество убитых, начались пожары, были выведены из строя все котлы и машины, поврежден руль, начались пожары.
Сильно поврежденный горящий "Плутон" в 10-45 выбросился на мель у пляжа. Через несколько минут его добило прямое попадание 330 мм снаряда с броненосца "Индиана", корпус эсминца развалился пополам. Из экипажа в 80 человек погибло 43, многие были ранены.
Через 5 минут, потеряв половину экипажа убитыми и ранеными,в том числе всех офицеров, но продолжая отстреливаться, его примеру попытался последовать "Фурор". Когда пушки эсминца уже прекратили стрелять, с "Фурора" начали спускать шлюпки."USS Gloucester" продолжал расстреливать неподвижный корабль, попадая и в спасающихся испанских моряков. Только когда кто-то из моряков догадался снять испанский флаг, обстрел прекратился и американцы отправили две лодки для спасения испанцев, но приняв несколько человек, быстро отошли, когда пожар добрался до боезапаса и начали взрываться артпогреба. В 10-50 "Фурор" затонул примерно в миле от берега, унеся с собой 37 членов экипажа.
На борту корабля погиб капитан де Навио Фернандо Вильяамил и более половины команды. Часть моряков, сумевших добраться до берега, была убита кубинскими повстанцами, остальные были спасены американцами.
Оставшийся на Мартинике «Террор» с поврежденным рулевым управлением перешел на ремонт в Сан-Хуан на Пуэрто-Рико. Судьба "Террора" мельком упоминалась в одной из статей. Он принял активное участие в обороне Сан-Хуана от американцев. 22 июня 1898 года он вышел из порта прикрыть крейсер «Isabel II», который отправился прогнать американский вспомогательный крейсер "Saint Paul ", но сам был вынужден спрятаться под защиту береговых батарей. Лейтенант Де Ла-Рока, командир "Террора", попытался выйти на американца в торпедную атаку, но получил два попадания 127 мм снарядами и был вынужден вернуться в порт. С тяжелыми повреждениями он едва успел выброситься на берег.
Взять Сан-Хуан до конца войны американцы не успели и отремонтированный "Террор" 14 сентября 1898 года ушел в Испанию.
Остальные эсминцы несли рутинную службу в мирное время и особенно себя не проявили. В 1920 году четыре оставшихся эсминца приспособили для установки мин. Их сдали на слом в 1924 – 1931 годах.
Волею судеб и талантов нескольких испанских офицеров, испанский флот в конце 19-го века стал обладателем самого мощного в мире соединения кораблей нового класса, эсминцев. Только воспользоваться им не получилось. Как минимум отсутствовало понимание тактики их использования. Естественно, одиночные атаки в дневное время как в Сан-Хуане были обречены в условиях насыщения скорострельной артиллерией. А в линейном строю, как при Сантьяго, это было просто изощренным самоубийством.
Можно только напрягать фантазию на предмет гипотетических ночных атак у Сан-Хуана или Сантьяго даже одним или двумя эсминцами. Можно фантазировать, как реализовался бы у Монтохо его первый план, будь у него все 6 новых эсминцев.
Но история сослагательного наклонения не терпит и Испания, став одним из пионеров в области эсминцев, не получила от этого никаких преимуществ.
Ибо воюют не корабли, воюют люди и системы. И если люди у испанцев были без сомнения храбры, самоотверженны и не лишены ума, то системы испанский флот в этот период не имел и закономерно проиграл всухую.
Сами корабли по своим характеристикам для того времени были превосходны. Хотя за это пришлось заплатить прочностью корпусов, облегченных ради скоростных достижений на мерной миле до предела. Парадокс только в том, что в реальной эксплуатации выжать "испытательные" показатели было невозможно, а с учетом погоды, необходимости вести стрельбу- и того меньше. Кроме того, находящиеся тогда на вооружении испанского флота торпеды Шварцкофа 356 мм уступали более современным и мощным торпедам ведущих флотов.
Мытарства же испанского флота с трансокеанским переходом без баз и пунктов снабжения, через 7 лет ощутит на себе в полной мере 2-я Тихоокеанская эскадра.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам