Неожиданное начало русско-японской войны застало врасплох не только царское правительство и Генштаб,но и руководство флота. Сразу нашлись деньги на строительство новых военных кораблей и МТК засуетился с поиском проектов и подрядчиков. Самым быстрым способом пополнить боевые эскадры ,естественно,стало строительство миноносных кораблей,время их постройки было на порядок меньше ,чем у крейсеров и броненосцев,а их эффективность стала очевидной еще в первую ночь необъявленной войны,когда 27 января 1904 года 10 японских миноносцев в одной атаке вывели из строя два броненосца и один крейсер в гавани Порт-Артура,что задало тон всему ходу войны.
Проект новых минных крейсеров заказали немцам. Заказы же разместили на различных верфях Российской империи и за границей.Финансирование строительства 24 минных крейсеров взял на себя “Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования” (не все подданные Российской империи посылали поздравления микадо),из-за чего на флоте эти корабли называли "добровольцами".Строились они сериями,на разных заводах и по отличающимся проектам,поэтому относились к разным типам.
Последним ,и одним из самых современных,стал тип "Охотник"-из 4-х минных крейсеров(с 10 октября н. ст.1907 года минные крейсера переклассифицировали в эскадренные миноносцы).Это были одни из лучших русских эсминцев дотурбинной эпохи.
Проект разработали на германской фирме "Вулкан"как улучшенный вариант предыдущей серии "добровольцев"-типа "Украина"с устранением выявленных недостатков и увеличением водоизмещения. В марте 1905 года на верфях в Гельсингфорсе и Або(Великое княжество Финляндское, Российская империя) были заложены 4 корабля.Два-на «Сандвикском корабельном доке и механическом заводе» в Гельсингфорсе ,два -на заводе Крейтона в Або. Официальной церемонии закладки не было, как и на почти всех «добровольцах» .
Названия эсминцы получили в честь героя обороны Порт Артура генерала Кондратенко , погибшем на фортах крепости в декабре 1904 года, и отличившихся в войне подразделений- “Генерал Кондратенко” ,“Сибирский стрелок”, “Охотник” и “Пограничник” .Присвоены названия были в октябре 1905 года,уже после спуска на воду.
Проект при всей немецкой добротности и проработанности имел врожденные недостатки- которые,как считают,немцы не сильно стремились исправлять. Использование паровых машин,ограниченная скорость(25 узлов),слабое артиллерийское (первоначально речь шла о 57 мм пушках) и торпедное вооружение для постцусимской реальности были совершенным анахронизмом. При этом каждое внесение изменений в проект требовало значительных доплат фирме .Возможности же русских заводов по усовершенствованию проекта были исключены. "Вулкан" своевременно и оперативно обеспечил строительство корпусов и поставку механизмов,но далее постройка застопорилась. После Цусимы речи об отправке на Тихий океан уже не было,на верфях начались стачки,а "Вулкан",получив большую часть средств по контракту тоже не имел стимулов для ускорения процессов.
Все они вступили в строй Балтийского флота в мае — августе 1906 года, а в 1910-м их свели в полудивизион особого назначения (ПОН) 1-й минной дивизии. Командовал ею бывший командир прославленного крейсера “Новик” капитан 1-го ранга Н. О. Эссен, награжденный золотым оружием “За храбрость”. Боевая активность миноносцев благодаря опыту и настойчивости Эссена резко возросла: даже зимой корабли стали выходить в штормовое море, что незадолго до того считалось абсолютно невозможным.
«Сибирский стрелок» (до реформы Сибирскій стрѣлокъ) — Сандвикский корабельный док и механический завод ,Гельсингфорс. Заложен март 1905,спущен на воду 6 сентября 1905, Название «Сибирский стрелок» было присвоено 13 октября 1905 , вступил в строй июнь1906. Исключён из списков в 1956 году.
«Охотник» Крейтон и К° , Або . Заложен март 1905 ,спущен на воду 1905 ,вступил в строй июнь 1906. Исключён из списков в 1918 году.
«Пограничник» Крейтон и К° , Або . Заложен март 1905? ,название присвоено 5 октября 1905 года,вступил в строй июнь 1906. Выведен из состава флота 21 ноября 1924 года
«Генерал Кондратенко» Сандвикский корабельный док и механический завод ,Гельсингфорс . Заложен март 1905 ,спущен на воду 18 августа 1905 ,вступил в строй июнь 1906. Исключён из списков в 1924 году.
Водоизмещение 615 т (нормальное) ,750 т (полное). в 1944 году полное 820 т. Длина 75,2 м (наибольшая), 73,1 м (по КВЛ), 72,4 м (между перпендикулярами). Ширина 8,2 м (наибольшая), 8,05 м (по КВЛ). Осадка 2,9 м. Двигатели-2 вертикальные паровые машины тройного расширения «Вулкан», 4 водотрубных котла Нормана,7663 л. с.2 винта.Скорость хода 25,48 узла (на испытаниях). в 1944 году - 16 узлов. Дальность плавания 2200 миль на 15 узлах,800 миль на 25 узлах. Экипаж 95 человек (на момент вступления в строй), 105 в 1944 году. Вооружение-Изначально 2 75-мм орудия Канэ, 6 57-мм орудия, 4 7,62-мм пулемёта
С 1910 года — 2 102-мм/60 пушки Обуховского завода и 2 47-мм пушки Гочкиса, 4 пулемёта
С 1916 года — 3 102-мм/60 пушки Обуховского завода и 2 пулемёта
С 1941 года — 3 100-мм/56 Б-24-БМ, 2 45-мм 21К, 2 37-мм 70К, 3 пулемёта ДШК. Минно-торпедное вооружение-Изначально: 3х1 457-мм ТА ,с 1910 года - 24 мины заграждения
В 1944 году 3 - 100/56 Б-24-БМ, 2 - 45мм 21К, 2 - 37 мм 70К, 1 - 20 мм, 3 - 12.7 мм ДШК
первоначально корабли были вооружены двумя 75-мм и шестью 57-мм пушками, однако уже в 1909—1910 годах артиллерию полностью заменили. .В 1915—1916 годах было добавлено третье 102-мм орудие, В 1916 году корабль прошёл очередной ремонт, в ходе которого было установлено третье 102-мм орудие и увеличены углы возвышения имеющихся. а боезапас увеличен до 496 выстрелов на ствол. Тогда же на, “Пограничнике” и “Сибирском стрелке” сняли 47-мм пушки. .
Расположение марок на дымовых трубах -“Сибирский стрелок” -вверху носовой трубы, “Генерал Кондратенко”- посередине носовой трубы ,“Охотник”- вверху обеих труб,“Пограничник” -посередине обеих труб .
Основной задачей 1-й Минной дивизии ,в которую входили "охотники",в начале Первой мировой войны стало выставление массированных минных заграждений,дабы не допустить прорыва кайзеровского флота к Петербургу.
"Готовые к постановке мин заградители и миноносцы уже 14/27 июля 1914 г. заняли исходные позиции в различных участках шхер. Ровно в полночь с 16 на 17 июля 1914 г. из радиорубки крейсера была дана 9 раз повторенная условная радиограмма: "Морские силы и порты. ДЫМ, ДЫМ, ДЫМ. Оставаться на местах. Ком. Мор. Сил. Балт. Моря". Это означало: "начать мобилизацию. Вскрыть оперативные пакеты." Днем "Охотник" под флагом командующего флотом, сопровождаемый "Пограничником", прибыл на рейд Поркалла-Удд, где с грузом мин, охраняемый 4-м дивизионом, сосредоточился отряд заградителей. Адмирал на каждом заградителе обращался к командам с речью о союзническом долге России, которая должна поддержать Сербию, и об исключительности задачи, стоящей перед заградителями. В 4 часа утра 18 июня от главнокомандующего великого князя Николая Николаевича была получена телеграмма: заграждение разрешалось поставить. В 11 час. 20 мин. операция была закончена. Путь врагу к столице империи преградило мощное минное поле из 2119 (по другим данным, 2489) мин."
Потом настал черед торговых путей между Германией и Швецией. Утром 31 октября 1914 года полудивизион особого назначения покинул рейд у острова Вердер и направился к Мемелю — передовой базе кайзеровского флота. Несмотря на ухудшение погоды,ветер,качку и заливание приготовленных к постановке мин все 105 мин были установлены. Мины (по описанию Г. Графа) ставили почти в невозможных условиях — в сплошных потоках воды, гулявших по палубам. На "Сибирском стрелке" это едва не обернулось катастрофой. Одну из сброшенных мин, не успевшую погрузиться, сильно подало волной и бросило о корму миноносца. Послышался сильный скрежет, но взрыва не произошло — удар, видимо, пришелся корпусом, не задев "рогов" мины. Это было, конечно, радостное везение — знак, как со временем выяснилось, счастливой судьбы корабля. Постановка мин оказалась исключительно удачной — на них вскоре подорвался и затонул германский броненосный крейсер “Фридрих Карл”. Его гибель кайзеровское командование приписало атаке подводной лодки — настолько невероятной казалась мысль о русском минном заграждении у немецких берегов.
Всего с октября 1914 года по февраль 1915-го эсминцами полудивизиона было выставлено 490 мин, на которых подорвались и пошли на дно -броненосный крейсер SMS Friedrich Carl ,два транспорта и два тральщика противника; несколько других кораблей, в том числе гидроавиатранспорт, получили серьезные повреждения.
В мае 1915 года,на своем любимом эсминце "Пограничник" в последний путь,из Ревеля в Петербург отправили адмирала Эссена,умершего 7 мая.
8 августа у входа в Ирбенский пролив появились семь линейных кораблей додредноутного класса типов "Виттельсбах" и "Брауншвейг", 6 крейсеров, 24 миноносца и 35 тральщиков, германский флот Балтийского моря .Основная тяжесть обороны легла на легкие силы Рижского залива при поддержке броненосца "Слава". 28 июля/10 августа немцы предприняли внезапный огневой налет на обычную стоянку миноносцев переднего края под Церельским маяком. Во время т.н. "Церельской побудки" «Сибирский стрелок» получил два попадания 150-мм снарядов с немецких крейсеров ,однако экипаж потерь не понес,а остальные русские эсминцы благополучно вышли из под огня.
В ночь на 4/17 августа 1915 г. "Генерал Кондратенко" и "Охотник" отбили атаку пробравшихся под берегом в залив двух новейших германских миноносцев V-99 и V-100. Они были посланы для потопления "Славы", составлявшей главную угрозу силам прорыва немецкой эскадры. Скрывшись в темноте, они были обнаружены в Аренсбургской бухте миноносцами "Украина" и "Войсковой". Осветив их прожекторами (по примеру немецкой тактики), наши корабли открыли по ним огонь и одновременно атаковали торпедами. Торпеды прошли мимо, но немцы, получив попадания нескольких снарядов, отступили к Михайловскому маяку. Здесь им преградил путь "Новик", который одного из них (V-99) загнал на минное поле, где он и затонул от взрыва, а второй успел скрыться .
Эсминцы-"добровольцы" вместе с "новиками" вынесли на себе самую тяжелую часть военных операций на Балтике- минные постановки, дозоры, противолодочная оборона .Устаревшие эсминцы ,несмотря на низкую для первой мировой скорость, благодаря прочности конструкции,героизму и выучке экипажей, успешно выполняли поставленные боевые задачи.
13 сентября 1917 года эсминец "Охотник"подорвался на мине и затонул почти со всем экипажем .
В феврале 1918 года корабли Балтийского флота, находившиеся в Ревеле, были перебазированы в Гельсингфорс(ныне Хельсинки), что спасло их от захвата немецкими войсками . В октябре 1917 года Финляндии предоставили независимость,в стране незамедлительно началась гражданская война.Белофинны при поддержке немецких войск теснили финских красногвардейцев . Советское правительство приняло решение не вмешиваться,условия Брестского мира и состояние армии сильно ограничивали его возможности. Согласно подписанному 3 марта 1918 года Брестскому миру (статья 6), все русские корабли должны были покинуть финляндские порты, причём предусматривалось, что до тех пор, пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были оставаться лишь «незначительные команды». 3 апреля на полуострове Ханко высадилась немецкая Балтийская дивизия (12 тысяч бойцов), а 7 апреля в районе Ловиисы высадился отряд полковника Бранденштейна (около 3000 штыков и 12 орудий).
Тем не менее,приказ о выводе всех крупных кораблей Балтфлота был выполнен. Последними, 11 апреля 1918 года, буквально под дулами орудий входивших в Гельсингфорс германских линкоров “Позен” и “Вестфален” гавань покинули корабли третьего отряда (45 эсминцев, три миноносца, десять подводных лодок, пять минных заградителей, шесть тральщиков, одиннадцать сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно), который был отправлен из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7 по 11 апреля. . Среди них находился и эскадренный миноносец “Сибирский стрелок” .На подступах к городу уже шли бои,Гельсингфорс был взят немцами 14 апреля.
В историю этот переход вошел как "Ледовый поход". Особенно тяжело он дался небольшим кораблям -типа эсминцев.При переходе многие корабли получили повреждения-в т.ч. и "Сибирский стрелок".
После Ледового похода все три оставшихся эсминца типа “Охотник” были сданы а порт на хранение. Два из них — “Пограничник” и “Генерал Кондратенко” — так и не вступили больше в строй: в 1924 году их восстановление признали нецелесообразным, и пустили на слом.
Иначе сложилась судьба “Сибирского стрелка”. В сентябре 1925 года его разоружили, переименовали в “Конструктор” и в качестве опытового судна передали “Особому техническому бюро” (Остехбюро) . Корабль использовался для испытаний новых образцов минно-торпедного оружия и систем управлении огнем. Прошел капитальный ремонт в 1925 году и в 1930-1931 годах .А в августе 1931 года на “Конструкторе” проводились испытания системы радиоуправления торпедными катерами, разработанной под руководством В. И. Бекаури. После ликвидации Остехбюро бывший эсминец был в 1939 году передан НИМТИ ВМФ и также использовался для испытательных целей. В качестве канонерской лодки “Конструктор” участвовал в боях с белофиннами в 1939—1940 годах.
В августе 1941 на него установили вооружение (3 орудия Б-24-БМ и 4 автоматических зенитки, 3 пулемёта) и переклассифицировали в сторожевой корабль, сохранив, однако, название «Конструктор». “Конструктор” оказался наиболее сильно вооружённой единицей Ладожской флотилии и стал ее флагманом. В этом качестве он принял участие в обороне Ленинграда, сопровождая караваны по Ладожскому озеру и обстреливая захваченное врагом побережье. Уже 9 сентября 1941 г. «Конструктор» вместе с канлодкой «Вира» и «морским охотником» МО-206 вел массированный огонь по десанту финнов в сражении за остров Рахмансаари. Враги называли корабль “черным крейсером”(из-за густого черного дыма от угольных котлов старого эсминца) и считали одной из приоритетных целей.
4 ноября 1941 года «Конструктор», стоя на рейде у Осиновецкого маяка, принимал эвакуируемых из Ленинграда — рабочих и инженерно-технических работников с семьями. «Конструктор» накануне вернулся с боевого задания — он обстреливал укрепленные позиции у деревни Марьино, вблизи Шлиссельбурга. На выходе из гавани «Конструктор» получил прямое попадание 250-кг авиабомбы с немецкого бомбардировщика. Взрывом была смята носовая оконечность, все находившиеся в ней члены экипажа и гражданские лица погибли. Героическими усилиями экипажу удалось подкрепить переборку 2-го машинного отделения и приостановить поступление воды. Корабль удалось сохранить на плаву и эвакуировать беженцев и большую часть экипажа. Была предпринята попытка отбуксировать его кормой вперёд в бухту Морья, однако уже 25 ноября тяжело повреждённый сторожевик в ходе шторма был выброшен на отмель, а носовая оконечность оторвана окончательно. Но корабль не погиб.
"Искалеченный корабль остался зимовать на рейде бухты Морье. ... На корабле продолжалась жизнь. У орудия дежурили боевые расчеты, которые открывали огонь по немецким самолетам, налетавшим на базу. Под парами держался один котел, топливом для него были дрова, полученные из растущего на берегу леса. " Русаков З. Г. Нашим морем была Ладога: Моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград. — Л.: Лениздат, 1989.
В блокадном Ленинграде на Ижорском заводе была изготовлена укороченная на 5 м замена носовой части, весной 1943 года её доставили в Осиновец и смонтировали на поднятом корабле. «Конструктор» был вновь включён в состав Ладожской военной флотилии 13 апреля 1943 и в её составе принял участие в операции по деблокаде Ленинграда .
3 января 1945 года «Конструктор» был вновь разоружён и переведён в состав опытных судов.10 июля 1956 года (по др. данным 15 мая 1956 года ) он был переклассифицирован в бон-отопитель «ОТ-29», 1 июня 1957 года исключён из списков ВМФ с передачей в Отдел фондового имущества для разборки на металл. . Осенью 2012 г. со дна Ладоги подняли якорь "Конструктора" и передали его в музей.
Более 50 лет прослужил Родине эсминец "Сибирский стрелок". Построен на добровольные пожертвования граждан в числе 24 эсминцев-"добровольцев".Не успев на русско-японскую,принял участие в Первой мировой,гражданской,Зимней,Великой Отечественной. Не отличаясь выдающимися техническими данными , вместе со своими экипажами, тем не менее, честно тянул флотскую боевую лямку. Вместо предполагавшегося участия в защите тихоокеанских рубежей,защищал Северную столицу ,так и не пропустив в нее врага.Будучи фактически уничтоженным в страшном 1941 году,возродился-волей и героизмом своего экипажа и ленинградских рабочих-и снова вошел в строй .
В одном из самых ярких эпизодов художественного фильма "Адмирал" участвует эсминец "Сибирский стрелок"-правда непохожий на него внешне и в ситуации,которой реально не существовало. Но ладно,художник так видит...
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам