Произнести с первого раза название "Шарикоподшипниковская" мало кому под силу. Откуда в Москве улица с таким сложным и длинным наименованием? Часть какой местности эта территория была раньше? И почему здесь несколько столетий стоял жуткий запах? Об этом и не только расскажу сегодня.
В честь какой "суки" назвали болото?
Интересно, что вплоть до 1930-х годов в этом месте не было никакого намёка на улицу или хотя бы дорогу. Местность входила в состав мусорной свалки, которая называлась весьма прозаично - "Сукино болото". Раньше здесь и правда находилось болото. Оно включало в себя не только территорию современной улицы, но и уходило в сторону Калитников, а также Текстильщиков.
Давайте немного поговорим о названии. Его история довольно интригующая. Ведь "Сукиным" болото стало по фамилии владельца этой местности. Она в 16 веке стала собственностью боярина, приближённого к Ивану Грозному, по фамилии Сукин.
Ближайшими сёлами к болоту в те времена были Кожухово и Дубровка. Они тогда принадлежали Крутицкому архиерейскому подворью. Этот памятник русской архитектуры частично сохранился до наших дней.
Свалка всея Москвы
После секуляризации церковных земель (то есть их отчуждения в казну) в 1764 году Кожухово и Дубровка отошли крестьянам. По мнению историков, уже к концу столетия бывшее "Сукино болото" почти превратилось в огромный сенокосный луг. Лишь совсем незначительная его часть оставалась заболоченной.
На протяжение 19 века ничего особо интересного здесь не происходило. Но уже в 1886 году государство выкупило часть земель у крестьян, чтобы разместить тут городские бойни. Остальную территорию отвели под свалку мусора.
Сюда со всей Москвы привозили мусор на специальных обозах, а позже - с помощью трамваев. Все отходы распределяли по поверхности свалки. Говорят, что за несколько десятилетий мусор так укрепил почву бывшего болота, что местность перед Первой Мировой войной даже распланировали для постройки улиц и жилых кварталов.
Откуда такое непроизносимое название?
В 1908 году здесь прошла Окружная железная дорога и появилась станция "Угрешская". Также сюда провели ответвления Московско-Казанской дороги. Однако на этом всё закончилось, и про местность забыли аж до 1930-х. При этом бывшее "Сукино болото" продолжало оставаться свалкой.
В 1932 году недалеко от железных дорог построили 1-ый Государственный шарикоподшипниковый завод. Там производили подшипники. Это такие детали, которые должны фиксировать вращающиеся механизмы. Собственно за счёт подшипников детали и вращаются. Надеюсь, я объяснил правильно...
Тогда же здесь появилась и одноимённая Шарикоподшипниковская улица. Своё название она получила, как вы наверное догадались, в честь завода. Предприятие, насколько я понял, работает до сих пор.
Изначально улица была застроена только 5-этажными домами. Квартиры там давали рабочим завода. Позже здесь появились другие здания разных эпох и архитектурных стилей. Саму Шарикоподшипниковскую с годами тоже благоустроили, а также сделали более широкой.
В 1957 по улице открыли троллейбусное движение. Правда сейчас оно не сохранилось. Но по-прежнему по Шарикоподшипниковской ходят трамваи. А в 1999 здесь начала работать станция метро "Дубровка".
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!