Найти тему
СССР

Фильм “Андрей Рублев” как символ перемен в киноискусстве СССР

«Андрей Рублев» - это одна из самых популярных кинокартин режиссера Андрея Тарковского. Это очень важное произведение для XX века, поскольку оно выходит за рамки привычной для советских граждан тематики, связанной с идеями социалистического реализма. В нашей сегодняшней статье нам бы хотелось продемонстрировать разницу между периодом главенства соцреализма и так называемым послеоттепельным периодом и показать, что оно является символом перемен в киноискусстве Советского Союза.

Съемки фильма «Андрей Рублев» длились примерно год, до ноября 1965-го года, а сам он был готов уже в 1966-м году. Показали его не сразу: в советский прокат кинокартина вышла только в 1971-м году. Ее относят к таким жанрам, как драма, биография, история.

О чем же «Андрей Рублев»? Это фильм, описывающий действительность Руси начала XV века, в которой живет гениальный иконописец Андрей Рублев. Нам почти ничего неизвестно о Рублеве, так как до нас не дошли эти сведения, но Тарковский и его коллеги попытались воссоздать его образ, показать его духовный мир. В фильме Андрей Рублев предстает перед нами как высоконравственный человек, который верит в добро и переживает за состояние своих соотечественников. В этой кинокартине поднимаются такие важные проблемы, как междоусобицы, невежество русского народа, война церкви с язычеством и многие другие.

-2

Исходя из данных фильма, нельзя делать однозначные выводы о личности Андрея Рублева, ведь даже на сегодняшний день мы знаем малое количество фактов из его биографии, и Тарковский этим воспользовался, показав общественности свое видение известного иконописца. Однако мы можем сказать, что по задумке Тарковского Рублев создал свои величайшие произведения, пройдя через определенные испытания. Он наблюдал за русской действительностью средневековья, порой ему было очень тяжело, он видел разные истории, вплоть до самых ужасных, пережил мучения и душевные терзания. Несмотря на то, что в определенный момент в душе Рублева закрались сомнения в том, что людям вообще нужна вера, он прошел долгий путь, в результате которого нашел в себе силы продолжить заниматься делом своей жизни – написанием икон. Так, он пришел к созданию того великого, что мы имеем сейчас в наследии. Смотря на эти иконы, мы должны понимать, в какое трудное время жил человек, написавший их.

-3

Так почему же мы назвали фильм «Андрей Рублев» важнейшим произведением послеоттепельного периода? Потому что именно на его примере можно показать контраст между этим периодом и периодом, когда во главе угла стояли соцреалистические каноны. Во-первых, несмотря на то, что этот фильм не о религии как таковой, мы понимаем, что косвенно он все равно касается данной темы, ведь главный герой – иконописец. Если и тогда «Андрей Рублев» неоднократно подвергался поправкам, то при Сталине его вообще бы не выпустили в советский прокат по очевидным причинам.

-4

Во-вторых, эта кинокартина была снята в достаточно непривычной манере. Так как советское искусство в период оттепели претерпело значительные изменения, это отразилось и на творчестве послеоттепельных деятелей культуры. Эта непривычная манера Тарковского, о которой идет речь, - его личное самовыражение, которое стало допустимым в те годы. И пусть советских чиновников раздражал этот фильм, он все же вышел в прокат, и это о чем-то говорит.

И в-третьих, самая главная, на наш взгляд, разница заключается в том, что фильм «Андрей Рублев» свободен от пропаганды советских ценностей и коммунистических идеалов. Оковы социалистического реализма не пропали полностью, но изменились, и Тарковский создал шедевральный фильм, который направлен не на восхваление партии и даже не на поддержку ее идей. До этого такое вообще было сложно представить, но это стало реальностью.

-5

Таким образом, можно сделать вывод, что Андрей Тарковский стал ключевой фигурой в отечественном киноискусстве XX века и создал фильм «Андрей Рублев», который является символом перемен в искусстве Советского Союза: это одно из тех произведений, благодаря которым советский человек открывает для себя новые горизонты, выходя из рамок, установленных социалистическим реализмом.