Предвижу яростные споры по этой «больной» теме. Немало копий уже сломано и сколько будет еще. Хочу напомнить всем одну истину. История -это наука, в которой не может быть своих и чужих (это политика), плохих и хороших (это этика). В истории важны факты, достоверные источники и объективный анализ информации. Для полной картины произошедшего и предельно беспристрастной оценки событий всегда следует пользоваться информацией из разных источников, пусть даже противоречащих друг другу. Главный принцип справедливого суда «Audiatur et altera pars» (Выслушай и другую сторону), то есть изучи все точки зрения, перед принятием решения. Избежать обвинений в пристрастности мне вряд ли удастся, но «super omnia veritas» и всем не угодишь.
Предыстория.
Основы будущего глобального конфликта были положены сразу после завершения Первой мировой войны. Великая война, как её называли современники, унесла жизни свыше двадцати миллионов человек по всему миру. Почти столько же было ранено и искалечено. Версальская система международных отношений, созданная на основе договоров и соглашений, должна была обеспечить стабильность и мир. Но, основанная исключительно на интересах стран победительниц, без учета мнения проигравшей стороны и вновь образованных государств на территориях распавшихся империй, она породила идеи реваншизма. Возникло первое в мире государство нового строя на основе коммунистической идеологии марксизма-ленинизма. Опасения европейских государств в связи со стремлениями СССР распространить свою идеологию по всему миру «разжечь пожар мировой революции» и череда гражданских войн привели к убеждению что главная угроза мировой безопасности исходит от Советского Союза. Благодаря этому, главные игроки в мировой политике (Великобритания, США, Франция) долгое время недооценивали опасность со стороны образовавшихся тоталитарных режимов в Германии и Италии. Дальнейшая политика умиротворения за счет уступок привела лишь к усилению нацистской Германии. Мюнхенское соглашение 1938 года между Великобританией, Францией, Германией и Италией решило судьбу Чехословакии. Её территория «ради сохранения мира» была разделена между Германией, Венгрией и Польшей.
Формально независимая новая Словацкая республика была под контролем Германии. Взаимные договоренности о ненападении успокоили общественное мнение и позволили британскому премьер-министру Чемберлену самодовольно заявить: «Я привез мир нашему поколению».
Накануне войны.
Еще в начале 1939 года Гитлер пытался договориться с Польшей, предлагая полякам военный союз и поддержку в случае конфликта с СССР, взамен на возврат немецких территорий. Данцигский (Польский) коридор - участок территории, отошедший к Польше по итогам Первой мировой, открыл полякам выход к Балтийскому морю, но отделил немецкую Восточную Пруссию от остальной части Германии.
Польша не согласилась на эти условия, это сделало войну неизбежной. С этого момента немцы стали вести диверсионную деятельность на этой территории, обостряя межнациональный конфликт между поляками и немецкоязычным населением. На западно-украинских землях Польши (Галичина) Германия оказывала негласную поддержку украинскому националистическому движению, подготавливая антипольское восстание перед вторжением.
Несмотря на серьезные идеологические разногласия, в конце августа 1939 года Гитлер и Сталин пошли на заключение договора о ненападении (пакта Молотова-Риббентропа).
Гитлер хотел развязать себе руки в отношении спланированного нападения на Польшу, исключив возможность советской атаки на немецкие войска с востока. Сталин получил гарантии невмешательства Германии при распространении советского влияния на страны Прибалтики, Финляндию, восточную часть Польши и территорию Бессарабии, входящую в состав Румынии.
Начало войны.
31 августа 1939 года Нарком иностранных дел СССР Молотов выступил с речью о ратификации советско-германского договора где подчеркнул, что «Советско-германский договор о ненападении означает поворот в развитии Европы, поворот в сторону улучшения отношений между двумя самыми большими государствами Европы. Этот договор не только дает нам устранение угрозы войны с Германией, суживает поле возможных военных столкновений в Европе и служит, таким образом, делу всеобщего мира — он должен обеспечить нам новые возможности роста сил, укрепление наших позиций, дальнейший рост влияния Советского Союза на международное развитие».
В тот же день немцы осуществили провокацию (Глейвицкий инцидент), сымитировав нападение польских военных на германскую территорию. Обвинив в этом Польшу, 1 сентября 1939 года Германия начала с ней войну.
3 сентября Великобритания и Франция, выполняя договоры о взаимопомощи, объявляют войну Германии. При том активных боевых действий практически не ведется до мая 1940 года. Это противоречило их союзническим обязательствам по договору и способствовало падению Польши. Этот период получил впоследствии название «Странная война».
4 сентября 1939 года в Москве была получена секретная телеграмма № 253 от министра иностранных дел Германии Риббентропа, адресованная Наркому иностранных дел СССР Молотову с предложением ввести советские войска и оккупировать польские территории, которые согласно секретному протоколу договора отходили к СССР.
14 сентября 1939 года командующим Белорусского военного округа (БВО) и Киевского военного округа (КВО) направлены директивы Наркома обороны СССР Ворошилова.
Директива №16633 для БВО и директива №16634 для КВО:
«Приказываю:
К исходу 16 сентября 1939 г. скрытно сосредоточить и быть готовым к решительному наступлению с целью молниеносным ударом разгромить противостоящие войска противника. Действия групп должны быть быстры и решительны, поэтому они не должны ввязываться во фронтальные бои на укрепленных позициях противника, а, оставляя заслоны с фронта, обходить фланги и заходить в тыл, продолжая выполнять поставленную задачу. Войскам групп решительное наступление с переходом государственной границы начать на рассвете 17 сентября.»
К 17 сентября немецкая армия уже продвинулась глубоко вглубь Польши, расчленила и окружила польские войска. Части вермахта заняли город Брест-Литовск и взяли Брестскую крепость. Утром того же дня части РККА пересекли восточную границу Польши. Оказывавшие сопротивление польские пограничники были перебиты или захвачены в плен. Официальной причиной объявили то, что «польское государство распалось и более не существует, поэтому аннулируются все соглашения, заключённые с Польшей; третьи державы могут попытаться извлечь выгоду из создавшегося хаоса; Советский Союз считает своей обязанностью вмешаться для защиты своих украинских и белорусских братьев и дать возможность этому несчастному населению трудиться спокойно».
22 сентября 1939 года немецкие войска передали контроль над городом Брест-Литовск подошедшим советским войскам. Передача сопровождалась совместным военным парадом и торжественной сменой флагов. Впервые встретились будущие противники танковые командиры, немецкий генерал Гудериан и советский комбриг Кривошеин.
28 сентября 1939 года Советский Союз заключил с Германией договор о дружбе и границе. В нем окончательно закреплялось разделение территории Польши между двумя странами. В обмен на дополнительные польские земли, которые должны были отойти к СССР (Люблинское и часть Варшавского воеводств), Гитлер уступил Сталину Литву, ранее входившую в сферу германских интересов.
В следующем году СССР полностью аннексирует прибалтийские республики, заберет у Румынии Бессарабию и Северную Буковину. Финляндии в ходе войны удастся отстоять свою независимость, но ценой потери почти 10% своей территории.
Вступая в незначительные эпизодические бои, советские войска брали в плен польских военных, имевших приказ своего главнокомандующего не оказывать русским сопротивления. В советский плен попало свыше 450-ти тысяч польских граждан. Среди них были не только военные, но и полицейские и гражданские, захваченные с оружием в руках. Согласно приказу Наркома обороны Ворошилова все пленные были переданы в ведение НКВД СССР.
Впоследствии, бóльшая часть их был отпущена по домам, часть передана немцам (около 40 000 человек). Около 22 000 человек, в основном польские офицеры, расстреляны сотрудниками НКВД в апреле - мае 1940 года. Правительство Советского Союза долго не признавало этого, пытаясь переложить ответственность за это преступление на Германию.
31 октября 1939 года Нарком СССР Молотов выступил с докладом где отметил следующее:
«Оказалось достаточно короткого удара по Польше со стороны сперва германской армии, а затем— Красной армии, чтобы ничего не осталось от этого уродливого детища Версальского договора, жившего за счет угнетения непольских национальностей.»
«Теперь, если говорить о великих державах Европы, Германия находится в положении государства, стремящегося к скорейшему окончанию войны и к миру, а Англия и Франция, вчера еще ратовавшие против агрессии, стоят за продолжение войны и против заключения мира.»
«Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это — дело политических взглядов. Но любой человек поймет, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с нею войной. Поэтому не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за “уничтожение гитлеризма”…»
Потери
Красная армия за период вторжения в Польшу потеряла около полутора тысяч человек убитыми. Большей частью от несчастных случаев, а не в боях. Почти четыре тысячи было ранено.
В боях с РККА погибло около трех с половиной тысяч поляков, не считая двадцати двух тысяч казненных пленных.
В статье использованы изображения из открытых источников и википедии.