Найти тему

Спектакль «Васса»: современный формат и переворот ролей (моя рецензия)

Недавно я познакомилась с очаровательным петербургским театром «Ерундопель». ЧуднОе название, точно не классическое и без привязки к имени кого-то великого. Обычно ведь театры называют в честь кого-то. А здесь эдакий юмор, но ерунда совершенно не причем. Молодёжный камерный «Ерундопель-театр» расположен в самом центре Петербурга – в легендарном арт-центре «Пушкинская-10». Это целый внутри-дворовой мир, посвященный музыкантам разных лет, искусству и творчеству. И вот на территории арт-центра появилась театральная студия. Маленькое двухэтажное помещение, где молодые актеры, увлеченные своим ремеслом, создают прекрасное.

Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник

Мы с мамой были на премьере спектакля «ВАССА», который поставлен по мотивам пьесы М. Горького «Васса Железнова» (1910 г.). Кратко напомню сюжет. Госпожа Железнова – богатая судовладелица, которая ведет размеренный образ жизни и привыкла над всеми властвовать – над мужем, детьми, братом, прислугой. У нее сложные отношения со всеми родными. Пожалуй, только дочь Людмила искренне любит мать и заботится о ней. Правда, девушка не от мира сего, и вряд ли на нее можно положиться в будущем. Единственная отрада Вассы – маленький внук Коля, которого женщина растит как наследника семейной компании. Отец этого мальчика (сын Вассы) тяжело болен и лечится за границей, особого участия в жизни ребенка не принимает. Вдруг приезжает Рашель – мать Коли – революционерка, которую ищет полиция. Васса боится, что невестка заберет у нее внука, на которого она возлагает столько надежд, и угрожает Рашели вызовом жандармов. Она требует, чтобы девушка отказалась от сына и оставила его в доме Железновых…

Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник

Спектакль «ВАССА» начался с того, что три девушки развевали по ветру бумажные ромашки, кружились в танце и что-то весело напевали. Думаю, так режиссер хотела погрузить зрителя в атмосферу беззаботной, рассеянной жизни. Казалось бы, богатая семья, в которой не надо думать о куске хлеба, все стабильно и понятно. И вдруг, по контрасту, зритель видит Вассу – женщину с “говорящей” фамилией. Она действительно “железная леди”, которая всех стремится держать в кулаке и в каждом разговоре поддерживает эту планку. Командует, кричит, хамит, дерзит, порой унижает. Практически весь спектакль – это диалоги Вассы с разными членами семьи и помощницей. Мы видим ее твердый характер и, в то же время, душевные страдания. Васса Борисовна понимает, что все ее дети – неудачники, как и родной брат Прохор.

Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник

Сначала мне показалось забавным, что роли Вассы и Рашели играют молодые люди. Но в процессе я поняла, что это даже к лучшему. Потому что обе женщины мужеподобны по своему характеру. Они обе борются, живут в состоянии конфликта с окружающими и не позволяют себе быть слабыми. А ведь так важно для женщины – хоть иногда расслабиться и дать волю эмоциям! Мужчины как раз отразили, что Васса и Рашель не позволяют себе такого.

Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник

Еще мне понравились героини Наталья и Анна. В пьесе Горького вторая дочь Вассы просто спивается, а в этом спектакле Наталья показалась мне все-таки сильным человеком. Крепкий орешек, я бы сказала. Да, пьет, но в меру, и при этом умеет себя защитить от наглых материнских нападок, всех ставит на место и до последнего отстаивает свою точку зрения. Да, она оторва, но лучше быть реалистом, чем святошей в “розовых очках”.

Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник

Анна – тоже интересный персонаж. Секретарь Вассы умудряется всем услужить, все вовремя разузнать и донести, подать информацию в отфильтрованном виде. При этом девушка и свою выгоду получает от каждого. Конечно, мне не импонируют такие многоликие люди, которые изворачиваются, как змеи. Но с точки зрения персонажа Анна очень примечательна. Это ведь собирательный образ на основе частых явлений действительности.

Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник

Спектакль мне очень понравился, спасибо режиссеру и актерам! Да, здесь нет большой сцены и богатого реквизита. Да, странновато смотрится одежда 21-го века в пьесе столетней давности. Но все держится на игре актеров, которые блестяще погрузили нас в атмосферу произведения Горького. Чудесный спектакль! Желаю «Ерундопелю» новых творческих вдохновений и внимательных зрителей! Спасибо за наводку «Сообществу питерских блогеров»!

Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник