Найти тему

Приёмы зомбирования в западных телесериалах: "Друзья"

Приёмы зомбирования в западных телесериалах: "Друзья"

Долгоиграющий ситком «Друзья» выходил c 1994 по 2004 года на телеканале NBC, на протяжении 10 сезонов повествуя о жизни шестерых странноватых друзей-соседей по этажу – Чендлера, Росса, Джо, Моники, Рэйчел и Фиби. Действие сериала происходит примерно в то же время, что и его выход на экраны, когда на дворе «продвинутый» 20-й век сменяется ещё более «продвинутым» 21-м, когда, казалось бы, в цене интеллект и таланты, способности и умение мыслить рационально и нестандартно, стремление к изобретательству и трудолюбию, сообразительности, аккуратности, исполнительности – как без этих качеств вообще возможно двигать вперёд весь тот научно-технический прогресс, достигший таких высот за последнее столетие и лидирующие позиции в котором как раз и делают любую мировую державу мировой державой, а нацию – нацией, а не сбродом маргиналов? И носители всех этих достоинств сегодня действительно много где в почёте – но, видимо, только не у западного шоу-бизнеса, и потому в «Друзьях» перед нами всё так же, в очередной раз, предстаёт набор весьма характерных персонажей. Персонажей, по большей части чудовищно тупых, постоянно несущих полный бред, неспособных внятно изложить свои мысли, совершенно не наученных жизнью с пользой общаться с себе подобными и зачастую умудряющихся не знать даже элементарных вещей.

Начнём с главных действующих лиц сей новеллы. Чендлер Бинг в исполнении Мэтью Перри – вечно пребывающий в депрессии, закомплексованный офисный работник. Вместо того, чтобы поддержать друзей в трудную минуту, постоянно отпускает едкие замечания по поводу каждого их промаха, в ответ, само собой, выслушивая встречные колкости со стороны «оппонентов», в силу чего отношения между ним и остальными главными героями нечасто можно назвать душевными. Судя по всему, наделив этого героя таким, довольно скверным, характером, создатели сериала вовсю «пиарят» нормальность пошлости и цинизма в отношениях, которые, в пику истинной сплочённости, каковая обычно и отличает настоящих друзей, призваны пестовать законченных индивидуалистов. Для таких на самом деле может существовать лишь видимость дружеских отношений и само слово «дружба», по большому счёту - не более чем пустой звук. При этом Чендлер часто говорит невпопад, а его жесты и гримасы подчас заставляют сомневаться в его душевном здоровье.

Росс Геллер (Дэвид Швиммер) – классический «ботаник» (разве что очков не носит) с тощей фигурой, неизбежной для подобных персонажей комедийных фильмов неуклюжестью, нелюбовью к спорту, неспособностью постоять за себя и взглядом побитой собаки, зацикленный на своих науках - он палеонтолог - и настолько нудно рассказывающий о событиях далёкого прошлого Земли, что на его выступлениях засыпают даже его коллеги по работе. Своим нытьём и вечными жалобами на жизнь жутко достаёт всех вокруг, при всём при этом уже к середине сериала умудряется аж дважды жениться – правда, оба раза неудачно: первая его жена оказывается лесбиянкой, вторая постоянно беспричинно ревнует его к его бывшей пассии и в конечном итоге дело снова заканчивается разводом.

Джо Триббиани (Мэтт Ле Бланк) – полная противоположность Россу: самодовольный и самоуверенный «качок» с мышлением деревенского увальня, повадками наглого самца, полным отсутствием знаний и интеллектом дошкольника, тугодум и бабник, не пропускающий ни одной юбки. Пытается стать известным актёром, но в силу того, что актёрские способности у него также практически на нуле, максимум, что ему удается – получить второстепенную роль в и так не шибко-то популярном телесериале «Дни нашей жизни». Тем не менее, абсолютно уверен, что из него непременно должен получиться великий актёр, в силу чего считает любую другую работу недостойной себя и лишь однажды, по причине совсем уже крайней нужды, временно устраивается официантом.

Рэйчел Грин (Дженнифер Энистон) – не блещущая умом, стервозная, капризная, истеричная, изнеженная папенькина дочка, с детства настолько не приученная ни к какому труду, что даже впервые самолично постирать свои вещи ей случается позднее первой попытки выйти замуж. Вынужденная, в силу обстоятельств, самостоятельно искать себе средства существования, она с трудом находит место официантки – но даже такую несложную работу умудряется делать из рук вон плохо, постоянно путая заказы и заставляя клиентов долго ждать. Проработав в заведении больше двух лет, она по-прежнему не знает простейших вещей – например, куда складывать использованные подносы. Мать из неё также никакая – свою новорожденную дочь она всё никак не может успокоить и это постоянно приходится делать Монике. Вместе с тем, не имея никакого профессионального опыта в индустрии моды, каким-то образом «с нуля» устраивается на довольно неплохую должность в компании самого Ральфа Лорена – таким образом, сериал недвусмысленно внушает зрителю, что смазливая внешность в деле построения успешной карьеры гораздо важнее профессиональных качеств и навыков. Способна, как ни удивительно, на нежные чувства к тому самому «ботанику» Россу – установка на то, что построить более-менее стабильные отношения со столь ветреной, непостоянной особой будто бы вполне реально.

Моника, сестра Росса (Кортни Кокс) – единственная из всей шестерки, способная иногда на хоть какие-то проблески здравого смысла, однако и у неё есть свои прибабахи: она просто помешана на чистоте и порядке во всём, с обаянием танка требует ото всех, чтобы всё было так, как она считает нужным, и при каждом удобном случае пытается всеми командовать. Ближе к концу сериала выходит замуж за Чендлера – ещё одна, как и в случае с Рэйчел, установка на то, что по принципу «На безрыбье и рак – рыба» можно связать свою жизнь с человеком, который зачастую просто откровенно несносен и совершенно не желает работать над собой.

Фиби Буффе (Лиза Кудроу) – совершенно неадекватный персонаж: впечатление такое, будто она на протяжении всего сериала существует в какой-то своей, параллельной, реальности, имеющей довольно мало общего с нашей. Постоянно несёт жуткую околесицу, вгоняя в ступор даже лучших друзей, знающих её не один год, помешана на вегетарианстве, зоозащите, эзотерике и прочих «закидонах», явно заслуживающих внимания со стороны психиатров, нередко доходя во всём этом до полного абсурда.

Вот такие шестеро типов представлены в сериале в качестве ключевых персонажей – и какую же картинку с их участием разворачивает сериал перед зрителем? Среди всех шестерых снова нет ни одного заводского работяги. Чендлер – конторский служащий в статистическом управлении, при этом он далеко не в восторге от своего занятия и, естественно, всё делает спустя рукава. Росс вроде бы учёный, однако в кадре он никакими научными изысканиями не занимается – вся его работа всё время как-то задвинута на задний план. Моника – повар, работающий в недешёвом ресторане, правда как-то не слишком искусный – самодельное домашнее печенье, к примеру, у неё получается так себе. Рэйчел, равно, как и Чендлер – типичный «белый воротничок», удачно устроившийся на «хлебное» место, но и её профессиональная компетентность оставляет желать лучшего: будучи начальником отдела, она принимает на работу бесполезного сотрудника только потому, что тайно влюблена в него. Актёр Джо и массажистка Фиби вообще не имеют постоянной работы, перебиваясь случайными заработками. К работе у всех шестерых по ходу дела довольно странное отношение – похоже, они ни слишком-то дорожат имеющимся местом и с лёгкостью расстаются со своими нанимателями (Чендлер, к примеру, запросто увольняется из учреждения, в котором проработал порядка десяти лет, только потому, что его заставляют выйти на работу в праздничный день), не особо переживая по поводу того, на что дальше будут жить. Да и среди прочих персонажей сериала вы не увидите ни одного американского Алексея Стаханова или Прасковьи Ангелиной - исключительно врачи (этих в сериале вообще просто немерено), психологи, юристы, актёры и их агенты, гееватые фотографы, не блещущие интеллектом топ-модели, устроительницы банкетов, биржевые брокеры и плюс к тому появляется множество персонажей, занятых вообще неизвестно чем. Мамаша Чендлера пишет откровенно третьесортные книги, которые, тем не менее, пользуются популярностью: «Описываешь три гостиницы, пять ресторанов, придумываешь изящный синоним для слова «член» - и всё, роман готов…» - таковы её «гениальные» писательские технологии, а общая экс-подруга Чендлера и Росса Дженис считает вполне приемлемым для себя вовсе нигде не работать, живя на алименты от бывшего мужа и попутно выклянчивая деньги у всех, у кого только сможет. Всевозможные развлечения, тусовки, вечеринки, празднества, разрешение личных проблем, просиживание в кофейне за малосодержательными разговорами и тому подобное – вот что в «Друзьях» постоянно выставляется на передний план. Таким образом, равно как и предыдущие, рассмотренные мной, «мыльные оперы», сериал упорно, последовательно занимается завуалированной дискредитацией человека труда, всячески вымарывая из кадра всё, связанное с производством – в описании сериала «Я люблю Люси» я уже объяснял, с какой целью.

У героев «Друзей» мышление подростков, все они крайне инфантильны: Росс боится уколов и постоянно ноет по любому поводу, жалуясь буквально на всё, Чендлер и Джо, вызвавшись приглядеть за ребёнком Росса, забывают его в автобусе, а вместо сломавшегося обеденного стола покупают настольную игру. Мужчины втроём не в состоянии собрать купленную в магазине мебель, даже прочитав инструкцию. Джоуи западает на красивые игрушки – без своей куклы, пингвина Хагси, он даже заснуть не в состоянии. Чендлер, как ребёнок, радуется ручке со стриптизом и даже на четвёртом десятке продолжает с упоением смотреть порнофильмы, как известно, вряд ли способные повлиять на интеллект зрителя в лучшую сторону. Представить их с оружием в руках готовыми идти защищать своё отечество – на эту тему, наверное, можно было бы снять отдельную комедию. Приготовить что-либо сами они не в силах и постоянно заказывают на дом пиццу. Многие особи мужского полу в сериале вообще явно женоподобны – они нерешительны, не умеют общаться с женщинами, принимать решения, опять же всё время ноют и жалуются друг другу на жизнь, даже поначалу харизматичный вроде бы эпизодический герой в исполнении Брюса Уиллиса на поверку оказывается слюнтяем и нытиком, со слезами на глазах всё время вспоминающим, как его дразнили в школе. На женской же «половине» франшизы ключом бьёт распущенность: дамы с лёгкостью меняют своих любовников, как перчатки, играючи заводя один роман за другим. Им и в голову не приходит хранить себя до брака, и за сериал Моника и Рэйчел успевают прогнать через свою постель чуть не по десятку «бойфрендов» каждая – у последней дело вообще доходит до того, что она в одно мгновение готова отдаться породистому соседу-итальянцу, едва с ним познакомившись, даже несмотря на то, что он совершенно не знает английского и она, естественно, ни слова не понимает из того, что он говорит. Сестра Рэйчел Эмми, сама будучи замужем, со спокойной совестью готова встречаться с женатым мужчиной, не видя ровным счётом ничего предосудительного в будущем разрушении как своей, так и чужой семьи.

Думаю, не стоит и говорить, что невежественность героев сериала по, как я вижу, уже вошедшей у западного телевидения в привычку, традиции, переходит все мыслимые границы. «Э-э… Кажется, был такой русский диктатор, который там всех поубивал…» - так отзывается Джо об Иосифе Сталине, и вся тёплая компания с готовностью с ним соглашается. Джо не знает даже, что Голландия и Нидерланды – одно и то же государство и думает, что Нидерланды – некая вымышленная сказочная страна, а также понятия не имеет, чем знаменит Ван Гог. Подруги и Джо не знают, кто с кем воевал во время Первой мировой войны: «Да вроде Штаты с Мексикой(!)…», Рэйчел до сих пор пишет с орфографическими ошибками и не помнит, как называется столица Швеции, а Фиби, глядя на портрет Альберта Эйнштейна, думает, что это её родной дед. Однако одной только глупостью и необразованностью дело в сериале далеко не ограничивается, и вслед за чокнутой Фиби и глупенькой Джилл – другой сестры Рэйчел, до сих пор сидящей на шее у отца и у которой на уме лишь шопинг - сценаристы выводят на экран массу персонажей, уже душевное здоровье которых опять же вызывает всё большие сомнения: психоаналитиков, которые сами явно не в ладах с головой, неадекватных фанаток звёзд, смешивающих своих кумиров с их персонажами, и прочих, им подобных. Герой Джованни Рибизи в кадре забавляется тем, что расплавляет зажигалкой различные предметы, а живущий этажом ниже пожилой сосед всех шестерых вообще выглядит и ведёт себя, как пациент клиники для душевнобольных. Случайный знакомый Рэйчел в исполнении Бена Стиллера невоздержан и по любым поводам устраивает скандалы с целыми потоками грубой брани, один кавалер Фиби, не скрывая, заявляет, что пишет эротический роман для детей (т.е., по сути, является педофилом), а другой в исполнении Алека Болдуина постоянно беспричинно рад всему, что видит и слышит, и каждый раз громогласно выражает свой восторг, чем, в конце концов, доводит всех шестерых главных героев сериала просто до белого каления. В общем, просмотрев все десять сезонов «Друзей», я не увидел ни одного персонажа, которого можно было бы с полным правом назвать стопроцентно умным – а ведь в своё время весь этот 236-серийный паноптикум получил аж 6 премий «Эмми». Кто-то, конечно, мне возразит: позвольте, но если все действующие лица комедий будут вести себя исключительно разумно – над кем же мы тогда будем смеяться? Так прекрасно – пересмотрите ещё раз легендарную советскую комедию «Волга-Волга» с блистательной Любовью Орловой: там круг подобных «Друзьям» персонажей, глупость и неумелость которых в фильме как раз и создают множество комических ситуаций, ограничивается тупым бюрократом Бываловым в исполнении Игоря Ильинского и бездарным лоцманом в исполнении Владимира Володина – всё! Остальных действующих лиц фильма ну никак нельзя наградить термином «безмозглый». Советские комедии выставляли глупыми отдельных персонажей, всячески высмеивая их недалёкость – дабы народ избавлялся от неё. В западных комедиях тупость и примитивное мышление – жизненное кредо большинства их героев, и таком образом они взращивали в своих зрителях глупость и продолжают её взращивать.

Исполняя волю своих высоких «заказчиков», создатели сериала Друзья» пошли ещё дальше – и к тем традиционным уже приёмам воздействия на умы, описанным мною ранее, добавились новые «ценности». В одной из серий второго сезона герой в исполнении актёра Джона Ловица приходит в гости к друзьям после пары выкуренных «косяков» и ведёт себя в кадре совсем уже неадекватно, а мама Рэйчел весело, задорно предлагает попробовать марихуану. Как я уже писал, с самого первого сезона в кадре появляется лесбиянка – бывшая жена Росса. Лесбийская пара в фильме показана вполне нормальной, собирающейся совместно воспитывать ребёнка, которого бывшая супруга Росса родила от него – и доктор-гинеколог их полностью в этом поддерживает – будущая однополая семья в сериале всячески изображается как нечто, вроде как вполне имеющее право на существование, нечто такое, что ничуть не хуже, чем семья традиционная. Во всё том же втором сезоне происходит уже настоящая лесбийская свадьба – и никто, включая всех шестерых главных героев, не против такого извращения: собирается много нарядных гостей, священник называет такой брак не иначе как «священными узами», публика от души веселится, а мама Рэйчел вовсю бахвалится тем, как танцевала с другой женщиной. Вообще, тема однополых отношений и будто бы нормальности трансгендерства вполне себе буднично (т.е. преподносимая зрителю как нечто, вполне приемлемое) поднимается в фильме ещё не единожды: то персонажи откровенно смакуют историю о том, как Росс в детстве любил переодеваться в женское платье, то героини Дженнифер Энистон и Вайноны Райдер с упоением вспоминают, как когда-то целовались. Джо с удовольствием примеряет женское бельё, на свадьбу Чендлера и Моники приходит его отец – трансвестит, одетый и выглядящий, как женщина, а ближе к завершению в сериале появляется ещё одна лесбийская пара. Судя по всему, те технологии уже не ментального порабощения, а бескровной полной ликвидации неугодных народов через пропаганду наркотиков и ЛГБТ, что я буду описывать в главе «План Даллеса», нуждались сначала в апробации на собственном народе – и сериал «Друзья» оказался весьма удобной платформой для подобных «исследований»…

Главные персонажи телесериала "Друзья"
Главные персонажи телесериала "Друзья"