«На братских могилах не ставят крестов...» Этой песней Владимир Высоцкий начинал многие свои концерты. Военная тема в его творчестве занимала важнейшее место: ведь война коснулась и всех вместе, весь народ, и каждого лично. «Я много пишу песен о войне. И часто спрашивают — почему. Я не прошёл через войну. Здесь есть много ответов. Один — самый главный — такой: я для своих песен стараюсь выбирать людей, которое находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, рядом со смертью, у которых что-то сломалось, либо они находятся на рубеже с неизвестностью. Я их часто нахожу там, в тех сюжетах», — пояснял Владимир Семёнович.
Слушая его песни, ветераны были уверены, что Высоцкий сражался на фронте, ведь как иначе он смог написать такие точные, проникновенные стихи? Но нет. Когда началась Великая Отечественная, Володе было всего три года. Отец — военный-связист — воевал, а мама с сыном отправились в эвакуацию.
После войны отец продолжил службу в Германии и взял к себе Володю. Высоцкие снимали жильё у немцев, и как-то мальчик обнаружил фотографию хозяина, где тот был в нацистской форме. Поведение Володи радикально изменилось — он грубил хозяевам, и в итоге пришлось переехать в другой дом. Но и тогда, встречая прежних хозяев на улице, он высказывал им своё отношение: «Вилли, ты — фашист! Фашист! Фашист!»
Родной брат Семёна Владимировича, Алексей Владимирович, часто бывал в доме Высоцких. Он тоже воевал и отмечен многими боевыми наградами. Братьям было о чём поговорить, что вспомнить из недавних боевых будней. И Володя всё это внимательно слушал, запоминал. Так что, скорее всего, военная тема в творчестве Высоцкого берёт своё начало из этих разговоров... И когда Алексей Владимирович впервые услышал «Штрафные батальоны», сказал: «Это ж надо — как будто Володя воевал...»
Стихи на военную тему тесно переплетены у Высоцкого с работой в театре. К 20-летию Победы режиссёр Юрий Любимов поставил спектакль «Павшие и живые», для которого попросил Владимира Семёновича написать песню от имени немецких солдат. Причём не карикатурную, а психологически сильную. Так появились «Солдаты группы "Центр"».
Но первой были всё же «Братские могилы». Исполнил её Владимир Семёнович на дне рождения отца. Строки песни:
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты, —
как нельзя лучше подходили для сцены возжигания Вечного Огня в постановке «Павшие и живые», но Юрий Любимов почему-то её не включил в спектакль. Зато она прозвучала в фильме «Я родом из детства», где её спел Марк Бернес. О его исполнении Высоцкий отзывался только в положительном ключе, считая, что оно «оказывало колоссальное действие на слушателей». «Братские могилы» стала «официальным» признанием барда в стране.
«Почему я начал с песни «Братские могилы»? Ну, чтобы у вас исчезли последние сомнения в том, что перед вами тот самый человек, которого вы ждали» — говорил Владимир Семёнович на концертах.
Военные песни — значительный пласт в творчестве Высоцкого. Их героями являются простые солдаты («Он не вернулся из боя», «Сыновья уходят в бой»), разведчики («Разведка боем»), горные стрелки («Мерцал закат, как блеск клинка...»), десантники-сапёры («Чёрные бушлаты»). Порою Владимир Семёнович одушевляет даже технику. «Як»-истребитель находится в пограничной ситуации, за минуту до гибели... И его мысли и чувства понятны человеку.
«Песня самолёта-истребителя» является частью дилогии, вторая композиция которой написана от имени лётчика. На концертах Высоцкий обычно исполнял их вместе, проявляя удивительное актёрское мастерство — умел вжиться в любую роль, будь то пилот или машина. Марк Цыбульский, автор книг о Высоцком, говорил, что однажды пилот-ветеран, впечатлённый этими песнями, сказал певцу: «Володя, ты вроде как со мной в кабине сидел».
...Разговор о Высоцком можно продолжать долго. Предлагаем вам поделиться тем, какие любимые песни Владимира Семёновича у вас.