Такую картину видела на фотографиях, в снах и мечтах. И такую картину я увидела, перевалив через очередную сопку с рюкзаком. Этому предшествовала неделя качки на судне от Камчатки, пережидание шторма в бухтах, встречи с горбатыми китами (это переживания, о которых стоит рассказывать отдельно), поднятие на сопку по веревке, с атрофированными после лежки на судне мышцами. И рюкзаком с самыми необходимыми вещами — погоду Командорских островов познаешь сразу: Берингово море на востоке штормило, Тихий океан на западе был, как ни странно, тих. Поэтому пришлось высаживаться на западе и постепенно переносить вещи на восток, где расположилась группа этих уютных домиков.
Было это в 2009 году, когда я, студентка 3 курса биологического факультета, отправилась в свою первую экспедицию для написания курсовой работы. Первую, и сразу на 3 месяца, и сразу на далекие Командорские острова, о существовании которых знает далеко не каждый россиянин. И сразу на необитаемый остров — Медный (на соседнем острове Беринга есть поселок примерно на 600 жителей). Это событие и путь к нему меня настолько потрясло, перевернуло жизнь, обогатило невероятным опытом, что именно с него я хочу начать свой блог.
Двумя годами ранее на полевой практике после первого курса я, ребенок, которого родители боялись везти даже в деревню, досаждала подруге своими страхами клещей, змей, привезла с собой огромную сумку, а не рюкзак, в котором были подушка, короткая юбочка и баночки детского питания (боялась оголодать). Далее дела становились лучше, были поездки на Белое море, Кавказ, Азербайджан, где спали и в палатках, и по 11 человек на полу небольшой комнаты, и долгие походы.
Но все же решиться в 19 лет поехать на три месяца черти куда, с незнакомыми людьми, с полным отсутствием мобильной связи. Это... круто! Всему виной открытки с кайрами и морскими котиками на острове Тюлений, развешанные по моей детской комнате, любовь к морю и шоколадки с наклейками о животных из Красной книги. Однажды мне попалась наклейка с загадочным животным "медновский песец". Кто бы знал, что именно этого песца я и поеду изучать на тот самый остров Медный.
Незнакомых людей я полюбила почти сразу, нас всего на острове было 10 человек. Первые полтора месяца я жила в тех самых домиках на фото (хотя непосредственно единственного жилого домика тут и не видно), с пятью исследователями морских млекопитающих. Остальные полтора — с прекрасными песцеведами на перешейке острова.
Кстати, откуда на необитаемом острове какие-то домики? Судя по масштабам, не для 10 редких исследователей их построили. Правильно, дома остались здесь еще с XIX–XX веков, когда здесь появились первые поселенцы. В основном люди жили в поселке Преображенское на северо-востоке острова. А по острову были раскиданы так называемые ухожи — домики для промысловиков. Здесь добывали пушных зверей — морских котиков и песцов. Они добывали, а мы жили и изучали. Такие дела.
В селе Преображенское люди жили до 1970-х годов, потом всех переселили в село Никольское на соседнем острове Беринга. До 2001 года здесь функционировала погранзастава. А в 2013 году все дома разобрали и вывезли мусор. И огромную кучу угля. Честно говоря, мне немного жалко. И я рада, что успела походить по этим заброшенным домикам, заглянуть в библиотеку, где были разбросаны хорошие книги, столовую и спортзал с советскими лозунгами. Что-то в этом было. А еще там был хороший теплый домик, с функционирующей печкой, с советским столом-книжкой, где можно было отлично переночевать и почувствовать себя "в цивилизации". Теперь это невозможно. Не знаю, грустят ли об этом ученые, работающие там до сих пор почти каждое лето.
Продолжение следует...