Найти тему
Викиум

Что происходит в мозге пока мы учимся?

Оглавление

Если сравнивать ребенка с детенышем млекопитающего, то можно прийти к выводу, что первый рождается с неполноценным мозгом. В сравнении со взрослым, масса мозга ребенка составляет всего 30%. Впрочем, специалисты в области эволюционной биологии нашли этому объяснению: мозг ребенка должен развиваться, взаимодействуя с окружающей средой.

Как работает мозг?

В мозге находится приблизительно 86 млрд нервных клеток. Между нейронами существуют синаптические связи, по которым передается информация. Чем больше связей между разными нейронами, отделами человеческого мозга, тем лучше функционирует мозг. Формировать новые нейронные связи нам помогает новая информация и опыт.

Синапсы — это, своего рода «дорожки» в нашем мозге.

Получая первый опыт или новую информацию, «дорожка» становится похожей на тропинку в поле. Когда опыт закрепляется, на месте тропинки возникает грунтовая дорога, а затем и полноценное «шоссе». Таким образом, планомерные и регулярные тренировки мозга помогают нам не только создавать, но и укреплять уже существующие синаптические связи.

Продолжая эту аналогию, легко понять, что происходит с мозгом и синапсами, когда мы перестаем учиться и получать новую информацию. «Дороги» становятся заброшенными, они постепенно разрушаются и в конце концов от них не остается и следа.

-2

Говоря про обучение и мозг, нельзя не вспомнить историю с лондонскими таксистами. Менее 10 лет назад, для того, чтобы официально оказывать услуги для населения, таксисту необходимо было сдать экзамен на ориентирование в городе. И сдавать его можно было только устно: без использования каких-то специальных программ и, тем более, навигатора. То есть, потенциальному таксисту необходимо было выучить порядка трех тысяч улиц с особенностями движения, знаками и пр.

Ученые провели эксперимент и сделали компьютерную томографию кандидатам в таксисты, которые успешно сдали экзамен. Плотность серого вещества у них была в три раза выше, чем у «обычного» человека.

Получается, что овладение новым навыком и получение (а главное — усвоение!) новой информации в буквальном смысле развивает наш мозг.

Это правило работает не только для молодых людей: процессы обучения актуальны и для 40, и для 60 лет. Разве что построение новых синаптических связей в мозге в этом возрасте будет проходить несколько медленнее.

Всегда ли мозгу нужно учиться?

Давайте вспомним, что мозг тратит порядка 20% энергии тела. И если бы мы действительно запоминали всю информацию, которая поступает к нам извне, мы бы быстро истощились или просто сошли с ума.

Поэтому стоит запомнить 2 главных правила в обучении: это планомерность. То есть последовательное и регулярное обучение и получение новой информации. Второе правило менее очевидно: это сон. Во время сна наблюдается наиболее активный рост синаптических связей, поскольку именно в этом состоянии мозг начинает обработку и анализ информации, полученной в течение дня.

Главные роли в обучении

Способность воспринимать новую информацию очень сильно зависит от внимания. Ведь именно благодаря этой функции, мы выбираем из огромного количества информации то, на чем нужно сфокусироваться и отправить в рабочую память. Затем важная информация передается в центр долговременной памяти и опыт закрепляется.

Еще один важный фактор, влияющий на обучение, — эмоции. Несмотря на серьезную установку «надо» наш мозг по-прежнему оценивает пользу овладения новым навыком и получения информации, основываясь на том, нравится нам это или нет. Именно поэтому, в каком бы возрасте вы ни были — постарайтесь внести в обучение игровой элемент и награждайте себя за каждый маленький шаг к получению новых знаний. А результаты не заставят себя ждать!