На октябрь 2019 года стартап Grammarly, созданный тремя украинцами, был оценен в более чем 1 млрд дол. Это стало после того, как проект привлёк 90 млн. долларов инвестиций. Причем Grammarly уже получал 110 млн. долларов в 2017 году. Таким образом инвесторы уже вложили 200 млн. долларов в он-лайн сервис, который помогает переводить тексты на английский язык.
Такие темпы и суммы привлекаемого капитала свидетельствуют об эффективности бизнес-модели и технологий, которые разработали основатели Grammarly. Сооснователь проекта Дмитрий Лидер рассказал о том, как были потрачены ранее полученные деньги, куда пойдут новые 90 млн. долларов, как повлияет на бизнес оценка компании, чем Grammarly удивит главных конкурентов Google и Facebook...
Кто, как и почему придумал Grammarly
Стартап создали трое киевлян Алексей Шевченко, Максим Литвин и Дмитрий Лидер. Все началось с идеи Шевченко и Литвина разработать онлайн-сервис, который бы проверял проекты и рефераты студентов на плагиат. В начале 2000-х годов соучредители учились в Международном христианском университете и видели, как студенты иногда используют чужие произведения, выдавая их за свои. Преподаватели часто об этом даже не догадывались. Стоит отметить, что преподавание в университете велось полностью на английском языке.
Так в 2004 году Шевченко и Литвин создали сервис MyDropbox, который проверял произведения на плагиат. Он привлек внимание многих мировых университетов. В 2007 году сервисом на платной основе пользовались 800 учебных заведений и 2 млн студентов. Все работы студентов обязательно "прогоняли" через MyDropbox.
В 2007 году технологию приобрела компания Blackboard, которая в то время была мировым лидером среди образовательных платформ. По условиям соглашения Максим Литвин должен был два года проработать в компании и обеспечить интеграцию систем, а Алексей Шевченко в это время не имел права заниматься похожим бизнесом. Одно из условий соглашения запрещало Шевченко и Литвину создавать аналогичный сервис в течение двух лет.
Переждав этот срок, Шевченко, Литвин и Лидер в 2009 году основали Grammarly. Стартовым капиталом стали деньги от продажи MyDropbox. Со временем они поняли, что процесс продаж университетам часто происходит слишком долго, и решили продавать продукт индивидуальным клиентам. Их идеей было создание сервиса который будет помогать общаться на английском языке эффективнее, где бы это не происходила - в профессиональном сообществе или повседневной переписке.
В течение следующих десяти лет стартап Grammarly постоянно расширял возможности своего онлайн-сервиса. Сейчас он работает на основе искусственного интеллекта и способен анализировать сложные аспекты языка и общения.
Как это работает
Grammarly использует искусственный интеллект для анализа текста на английском языке и предлагает изменения с целью устранения ошибок и улучшения его качества. Советы сервиса сгруппированы в четыре категории: правильность (грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки), четкость (лаконичность и ясность), увлекательность (словарный запас и разнообразие), тон (формальный, вежливый, уверенный). Инструмент предлагает интуитивно понятный интерфейс в реальном времени с помощью браузерного расширения, веб-редактора, надстройки для Microsoft Office, приложения для рабочего стола и мобильных клавиатур.
В тестовой бесплатной веб-версии Grammarly нашел две ошибки в тексте новости "Украинский правды", переведенной на английский с помощью онлайн-переводчика Google.
Качество исправленного текста искусственный интеллект Grammarly оценил в 73 балла из 100. Для сравнения: текст журналиста Business Insider о том, что в марте 2020 Huawei представит свой флагман, Grammarly оценил в 99-ю баллов.
На что стартап потратит 90 млн долл
Дмитрий Лидер говорит, что новый раунд инвестиций дает возможность заручиться поддержкой инвесторов и получить преимущества от их советов и связей. Также это позволяет продолжать развивать бренд и привлекать таланты, необходимые для ускорения развития продукта и увеличение количества пользователей сервиса. Стартап стал прибыльным на второй год существования, в 2011 году, и остается таким до сих пор. Ежедневно сервисом пользуются 20 млн «юзеров». Среди корпоративных клиентов - 2 тыс компаний.
Полученные в ходе первого раунда 110 млн долл стартап использовал, прежде всего, для улучшения качества рекомендаций и углубления функционала сервиса. Немалые усилия были потрачены и на то, чтобы расширить аудиторию.
" С момента первого раунда инвестиций мы увеличили количество пользователей более чем в три раза - сегодня это более 20 млн. человек ежедневно - и существенно расширили объем рекомендаций, которые предоставляет Grammarly ", - отметил Лидер.
По его словам, обязанности сервиса "вышли за рамки простого исправления грамматики и помогают улучшить ясность, увлекательность и тон письма". Рекомендации Grammarly также помогают сделать текст более последовательным и лаконичным, разнообразить набор слов и улучшить инклюзивность перевода.
"Мы выпустили мобильные клавиатуры для iOS и Android и добавили к ним функцию подбора синонимов, благодаря которой выбирать нужные слова теперь можно на ходу. В сентябре 2019 мы представили детектор тона, который позволяет убедиться, что сообщение будет восприниматься именно так, как хочется автору."
Команда Grammarly состоит из 250 человек, работающих в Киеве, Сан-Франциско, Нью-Йорке и Ванкувере. В украинском офисе, который сейчас самый большой, более 140 человек. Стартап активно растет. Вскоре откроется второй офис в Киеве, в котором смогут разместиться еще 130 человек.
Миллиардная оценка и возможность "Экзит"
Лидер подтверждает, что Grammarly был оценен более чем в 1 млрд долл. По его словам, такая оценка подкрепляет долгосрочные планы развития компании.
Как известно, конечная цель основателей большинства успешных стартапов заключается в выгодном "Экзит", то есть выходе учредителей бизнеса в обмен на приемлемую денежную сумму, предложенную большим игроком. В случае с Grammarly таким покупателем могут быть Facebook, Google или Apple.
Однако Лидер уверяет, что учредители компании не ставят себе такую цель. Ценность и уникальность своего проекта они видят в том, чтобы построить институт по развитию технологического продукта, положительно влияющего на качество коммуникации в мире.
В связи с этим, Дмитрий отказался даже комментировать вопрос о том, сколько раз ему и его партнерам поступали предложения продать стартап и за какие деньги.
Чем Grammarly отличается от сервисов правописания Google и Facebook
Как говорит Дмитрий Лидер, поначалу в работе Grammarly был сделан акцент на улучшении формального качества текстов - орфографии, пунктуации и грамматике (сейчас это делают сервисы правописания Google и Facebook). Но в дальнейшем сервис вышел за рамки такой концепции.
"Кроме правильности текста, мы даем советы по поводу ясности изложения, увлекательности и тона письма. Ясность мысли не менее важна чем грамотность, ведь даже грамматически правильное предложение может быть слишком сложным для восприятия. Однообразие и повторы делают даже информативный текст скучным. Поэтому мы даём советы, как сделать содержание более увлекательным, например, разнообразить лексику или заменить повторяющиеся времена синонимами ", - рассказывает Лидер.
"Определить тон письма гораздо сложнее, чем в устной речи, ведь у вас нет невербальных подсказок (настроение рассказчика, выражение его лица...). А ведь правильно выбранная интонация незаменима для построения и поддержания отношений - и личных, и профессиональных. Grammarly позволяет выбрать цель сообщения в начале его создания и показывает рекомендации в соответствии с ней. Благодаря детектору тона можно узнать, как выше сообщение будет воспринимать читатель ", - говорит Лидер.
То есть украинский стартап пошел гораздо дальше мировых интернет-гигантов в сфере он-лайн переводов.
Над чем работает стартап
Сейчас команда Grammarly работает над достижением двух целей. Первая - расширить охват продукта, чтобы он был доступен везде, где может происходить письменная коммуникация на английском языке. Вторая - усовершенствовать его функционал, то есть увеличить объем рекомендаций, которые он предоставляет.
"В планах - развитие продукта для поддержки потребностей корпоративных клиентов. Мы понимаем, что письменное общение в профессиональной сфере является одним из самых сложных видов коммуникации. Поэтому задача заключается в том, чтобы помогать нашим клиентам избегать недоразумений ", - заключает Лидер.
Автор Всеволод Некрасов, УКРАИНСКАЯ ПРАВДА