Найти в Дзене
zabobon.ua

Миллиард долларов получил стартап из Киева для работы над онлайн переводчиком

На октябрь 2019 года стартап Grammarly, созданный тремя украинцами, был оценен в более чем 1 млрд дол. Это стало после того, как проект привлёк 90 млн. долларов инвестиций. Причем Grammarly уже получал 110 млн. долларов в 2017 году. Таким образом инвесторы уже вложили 200 млн. долларов в он-лайн сервис, который помогает переводить тексты на английский язык.

Такие темпы и суммы привлекаемого капитала свидетельствуют об эффективности бизнес-модели и технологий, которые разработали основатели Grammarly. Сооснователь проекта Дмитрий Лидер рассказал о том, как были потрачены ранее полученные деньги, куда пойдут новые 90 млн. долларов, как повлияет на бизнес оценка компании, чем Grammarly удивит главных конкурентов Google и Facebook...

Кто, как и почему придумал Grammarly

Стартап создали трое киевлян Алексей Шевченко, Максим Литвин и Дмитрий Лидер. Все началось с идеи Шевченко и Литвина разработать онлайн-сервис, который бы проверял проекты и рефераты студентов на плагиат. В начале 2000-х годов соучредители учились в Международном христианском университете и видели, как студенты иногда используют чужие произведения, выдавая их за свои. Преподаватели часто об этом даже не догадывались. Стоит отметить, что преподавание в университете велось полностью на английском языке.

-2

Так в 2004 году Шевченко и Литвин создали сервис MyDropbox, который проверял произведения на плагиат. Он привлек внимание многих мировых университетов. В 2007 году сервисом на платной основе пользовались 800 учебных заведений и 2 млн студентов. Все работы студентов обязательно "прогоняли" через MyDropbox.

В 2007 году технологию приобрела компания Blackboard, которая в то время была мировым лидером среди образовательных платформ. По условиям соглашения Максим Литвин должен был два года проработать в компании и обеспечить интеграцию систем, а Алексей Шевченко в это время не имел права заниматься похожим бизнесом. Одно из условий соглашения запрещало Шевченко и Литвину создавать аналогичный сервис в течение двух лет.

Переждав этот срок, Шевченко, Литвин и Лидер в 2009 году основали Grammarly. Стартовым капиталом стали деньги от продажи MyDropbox. Со временем они поняли, что процесс продаж университетам часто происходит слишком долго, и решили продавать продукт индивидуальным клиентам. Их идеей было создание сервиса который будет помогать общаться на английском языке эффективнее, где бы это не происходила - в профессиональном сообществе или повседневной переписке.

В течение следующих десяти лет стартап Grammarly постоянно расширял возможности своего онлайн-сервиса. Сейчас он работает на основе искусственного интеллекта и способен анализировать сложные аспекты языка и общения.

Как это работает

Grammarly использует искусственный интеллект для анализа текста на английском языке и предлагает изменения с целью устранения ошибок и улучшения его качества. Советы сервиса сгруппированы в четыре категории: правильность (грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки), четкость (лаконичность и ясность), увлекательность (словарный запас и разнообразие), тон (формальный, вежливый, уверенный). Инструмент предлагает интуитивно понятный интерфейс в реальном времени с помощью браузерного расширения, веб-редактора, надстройки для Microsoft Office, приложения для рабочего стола и мобильных клавиатур.

-3

В тестовой бесплатной веб-версии Grammarly нашел две ошибки в тексте новости "Украинский правды", переведенной на английский с помощью онлайн-переводчика Google.

Качество исправленного текста искусственный интеллект Grammarly оценил в 73 балла из 100. Для сравнения: текст журналиста Business Insider о том, что в марте 2020 Huawei представит свой флагман, Grammarly оценил в 99-ю баллов.

На что стартап потратит 90 млн долл

Дмитрий Лидер говорит, что новый раунд инвестиций дает возможность заручиться поддержкой инвесторов и получить преимущества от их советов и связей. Также это позволяет продолжать развивать бренд и привлекать таланты, необходимые для ускорения развития продукта и увеличение количества пользователей сервиса. Стартап стал прибыльным на второй год существования, в 2011 году, и остается таким до сих пор. Ежедневно сервисом пользуются 20 млн «юзеров». Среди корпоративных клиентов - 2 тыс компаний.

-4

Полученные в ходе первого раунда 110 млн долл стартап использовал, прежде всего, для улучшения качества рекомендаций и углубления функционала сервиса. Немалые усилия были потрачены и на то, чтобы расширить аудиторию.

" С момента первого раунда инвестиций мы увеличили количество пользователей более чем в три раза - сегодня это более 20 млн. человек ежедневно - и существенно расширили объем рекомендаций, которые предоставляет Grammarly ", - отметил Лидер.

По его словам, обязанности сервиса "вышли за рамки простого исправления грамматики и помогают улучшить ясность, увлекательность и тон письма". Рекомендации Grammarly также помогают сделать текст более последовательным и лаконичным, разнообразить набор слов и улучшить инклюзивность перевода.

"Мы выпустили мобильные клавиатуры для iOS и Android и добавили к ним функцию подбора синонимов, благодаря которой выбирать нужные слова теперь можно на ходу. В сентябре 2019 мы представили детектор тона, который позволяет убедиться, что сообщение будет восприниматься именно так, как хочется автору."

Сотрудники Grammarly по всему миру
Сотрудники Grammarly по всему миру

Команда Grammarly состоит из 250 человек, работающих в Киеве, Сан-Франциско, Нью-Йорке и Ванкувере. В украинском офисе, который сейчас самый большой, более 140 человек. Стартап активно растет. Вскоре откроется второй офис в Киеве, в котором смогут разместиться еще 130 человек.

Миллиардная оценка и возможность "Экзит"

Лидер подтверждает, что Grammarly был оценен более чем в 1 млрд долл. По его словам, такая оценка подкрепляет долгосрочные планы развития компании.

Как известно, конечная цель основателей большинства успешных стартапов заключается в выгодном "Экзит", то есть выходе учредителей бизнеса в обмен на приемлемую денежную сумму, предложенную большим игроком. В случае с Grammarly таким покупателем могут быть Facebook, Google или Apple.

В офисе современной компании всему есть место. Офис Grammarly
В офисе современной компании всему есть место. Офис Grammarly

Однако Лидер уверяет, что учредители компании не ставят себе такую цель. Ценность и уникальность своего проекта они видят в том, чтобы построить институт по развитию технологического продукта, положительно влияющего на качество коммуникации в мире.

В связи с этим, Дмитрий отказался даже комментировать вопрос о том, сколько раз ему и его партнерам поступали предложения продать стартап и за какие деньги.

Чем Grammarly отличается от сервисов правописания Google и Facebook

Как говорит Дмитрий Лидер, поначалу в работе Grammarly был сделан акцент на улучшении формального качества текстов - орфографии, пунктуации и грамматике (сейчас это делают сервисы правописания Google и Facebook). Но в дальнейшем сервис вышел за рамки такой концепции.

"Кроме правильности текста, мы даем советы по поводу ясности изложения, увлекательности и тона письма. Ясность мысли не менее важна чем грамотность, ведь даже грамматически правильное предложение может быть слишком сложным для восприятия. Однообразие и повторы делают даже информативный текст скучным. Поэтому мы даём советы, как сделать содержание более увлекательным, например, разнообразить лексику или заменить повторяющиеся времена синонимами ", - рассказывает Лидер.

"Определить тон письма гораздо сложнее, чем в устной речи, ведь у вас нет невербальных подсказок (настроение рассказчика, выражение его лица...). А ведь правильно выбранная интонация незаменима для построения и поддержания отношений - и личных, и профессиональных. Grammarly позволяет выбрать цель сообщения в начале его создания и показывает рекомендации в соответствии с ней. Благодаря детектору тона можно узнать, как выше сообщение будет воспринимать читатель ", - говорит Лидер.

То есть украинский стартап пошел гораздо дальше мировых интернет-гигантов в сфере он-лайн переводов.

Над чем работает стартап

Офис компании отличается от офиса Google разве что видом Киева за окном
Офис компании отличается от офиса Google разве что видом Киева за окном

Сейчас команда Grammarly работает над достижением двух целей. Первая - расширить охват продукта, чтобы он был доступен везде, где может происходить письменная коммуникация на английском языке. Вторая - усовершенствовать его функционал, то есть увеличить объем рекомендаций, которые он предоставляет.

"В планах - развитие продукта для поддержки потребностей корпоративных клиентов. Мы понимаем, что письменное общение в профессиональной сфере является одним из самых сложных видов коммуникации. Поэтому задача заключается в том, чтобы помогать нашим клиентам избегать недоразумений ", - заключает Лидер.

Автор Всеволод Некрасов, УКРАИНСКАЯ ПРАВДА